ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 июня 2015 г. N ВКАПИ15-39

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Воронова А.В.,

при секретаре Н.,

с участием прокурора Лиховидова К.С., представителей Министра обороны Российской Федерации П., С., представителя Министерства юстиции Российской Федерации К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Х. о признании недействующими пункта 9 Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 г. N 495 "Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета", и приложения N 9 к данной инструкции в части установления формы N 1/У "Справка взамен военного билета",

установил:

приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 г. N 495 "Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета", который зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 сентября 2014 г., регистрационный номер N 34099, и опубликован 15 декабря 2014 г. в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 50, утверждена Инструкция по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации (далее - Инструкция).

В силу пункта 9 Инструкции формы документов воинского учета (военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана; военного билета офицера запаса; справки взамен военного билета; временного удостоверения, выданного взамен военного билета; временного удостоверения, выданного взамен военного билета офицера запаса; удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу), а также формы документов первичного воинского учета, по которым осуществляется первичный воинский учет в органах местного самоуправления, порядок их ведения и хранения устанавливаются согласно приложению N 9 к Инструкции.

Приложением N 9 к Инструкции установлена форма N 1/У "Справка взамен военного билета".

Х. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании пункта 9 Инструкции, а также приложения N 9 к ней в части установления формы N 1/У "Справка взамен военного билета", полагая, что данный нормативный правовой акт в указанной части противоречит статьям 8, 9, 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и пунктам 27, 28 Положения о воинском учете, в которых ссылок на справку взамен военного билета как на документ воинского учета не содержится. Оспариваемые нормы, по мнению заявителя, создают условия для злоупотребления должностными лицами военных комиссариатов своими полномочиями и влекут нарушение прав, свобод и законных интересов граждан, устанавливая запрет на оформление и получение военного билета. Кроме того, выдача справки взамен военного билета препятствует реализации гражданами права на равный доступ к государственной и муниципальной службе, а также права быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

Х. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители Министра обороны Российской Федерации П. и С. просили отказать в удовлетворении заявления Х., ссылаясь на то, что Инструкция утверждена Министром обороны Российской Федерации в пределах его полномочий, в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству, права и свободы граждан не нарушает.

Обсудив доводы заявителя, выслушав объяснения представителей Министра обороны Российской Федерации П. и С., представителя Министерства юстиции Российской Федерации К., также возражавшей против удовлетворения заявления, заслушав заключение прокурора Лиховидова К.С., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, изучив материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит, что заявление Х. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктами 1, 3, 6 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") установлено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.

Согласно пунктам 1, 4, 6 статьи 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, за исключением перечисленных в данном законе категорий, обязаны состоять на воинском учете, порядок которого определяется данным Федеральным законом и Положением о воинском учете. Документы воинского учета должны содержать сведения о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.

На основании этой нормы закона и в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам обороны и безопасности, в том числе подпунктом 18 статьи 6 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", издано постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете".

В силу пункта 48 утвержденного данным постановлением Правительства Российской Федерации Положения о воинском учете документы воинского учета должны содержать сведения о гражданах, предусмотренные Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Перечень, формы документов воинского учета, порядок их хранения, заполнения, выдачи и замены устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации.

В соответствии с этой нормой Положения о воинском учете Министром обороны Российской Федерации утверждена Инструкция, которой установлен перечень и формы документов воинского учета.

Исходя из изложенных выше требований Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и Положения о воинском учете Министерству обороны Российской Федерации в силу прямых указаний закона и постановления Правительства Российской Федерации делегировано право на установление перечня и форм документов воинского учета.

Наличие у Министра обороны Российской Федерации указанных выше полномочий следует также из пункта 1, подпунктов 2 и 30 пункта 7, подпункта 7 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации".

Действуя строго в рамках указанных выше делегированных ему полномочий, Министр обороны Российской Федерации в пункте 9 Инструкции и в приложении N 9 к ней установил перечень и формы документов воинского учета, в том числе справку взамен военного билета.

Отсутствие в нормативных правовых актах, на которые ссылается Х., указания на такую форму документа воинского учета, как справка взамен военного билета, не свидетельствует о противоречии оспариваемого пункта федеральному законодательству, поскольку приведенные выше нормы Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и Положения о воинском учете допускают установление Министерством обороны Российской Федерации иных форм документов воинского учета.

Более того, установление Министерством обороны Российской Федерации оспариваемой формы документа воинского учета обусловлено также принятием Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву".

Этим законом в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" внесены изменения, связанные с необходимостью отражения в документах воинского учета данных о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии, а также о вынесении призывной комиссией заключения о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 названного федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии).

Соответствующая норма содержится в пункте 1 Порядка ведения и хранения справки взамен военного билета (приложение к форме N 1/У), согласно которому справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности. Справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.

При этом, вопреки мнению заявителя, включение Министром обороны Российской Федерации в перечень документов воинского учета справки взамен военного билета не затрагивает право граждан на труд, в том числе в форме прохождения государственной службы.

Ограничения, на которые ссылается Х., предусмотрены федеральным законодательством, в частности статьей 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе", в соответствии с которой гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

Само по себе установление Министерством обороны Российской Федерации определенных форм документов воинского учета не устанавливает новых прав или обязанностей граждан, а лишь является документальным отражением данных персонального воинского учета в вопросах, связанных с исполнением гражданами долга и обязанности по защите Отечества в соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации. При этом выдача справки взамен военного билета не только не ограничивает права граждан состоять на воинском учете, но и является способом оформления гражданина при постановке на данный учет.

Исходя из изложенного, оспариваемый заявителем пункт 9 Инструкции и приложение N 9 к Инструкции в части установления формы N 1/У соответствуют требованиям законодательства и прав Х. не нарушают.

В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Х. о признании недействующими пункта 9 Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 г. N 495 "Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета", и приложения N 9 к данной инструкции в части установления формы N 1/У "Справка взамен военного билета" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.В.ВОРОНОВ