ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 3 марта 2000 г. N ГКПИ 99-1176

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    судьи Верховного Суда Российской Федерации      Горохова Б.А.,
    при секретаре                                    Дончило В.В.,
    с участием прокурора                            Федотовой А.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании 3 марта 2000 г. гражданское дело по жалобе Дударова Владимира Юрьевича и Дударовой Елены Петровны на абзац 4 пункта 3 "Официального разъяснения Центрального Банка России от 24 сентября 1999 г. N 281-Т по вопросам применения Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций".

Заслушав доклад председательствующего, объяснения заявителей Дударовых, представителей Центрального банка Российской Федерации Гузнова А.Г. (доверенность от 29.02.2000 N 28), Анисимова В.О. (доверенность от 28.02.2000 N 25) и Тимербаевой С.М. (доверенность от 07.09.99 N 138), представителя Министерства юстиции Российской Федерации Гончаренко Е.П. (доверенность от 10.12.99 N 10321-ЮЧ), заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей жалобу Дударовых удовлетворить и признать недействующим Официальное разъяснение Центрального Банка России от 24 сентября 1999 г. N 281-Т, Верховный Суд Российской Федерации

установил:

Дударов В.Ю. и Дударова Е.П. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на абзац 4 пункта 3 "Официального разъяснения Центрального Банка России от 24 сентября 1999 г. N 281-Т по вопросам применения Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций", ссылаясь на то, что он противоречит федеральному законодательству и нарушает их права как вкладчиков банка, который подвергается реструктуризации, поскольку предусматривает возможность заключения мирового соглашения до удовлетворения требований кредиторов первой и второй очереди.

Представители Центрального банка Российской Федерации возражают против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на неподведомственность дела суду и на то, что порядок реструктуризации кредитных организаций регулируется специальным Федеральным законом от 8 июля 1999 г. N 144-ФЗ, в связи с чем нормы других законов, в том числе и Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие очередность удовлетворения требований кредиторов, к отношениям, возникающим при проведении процедур реструктуризации, неприменимы.

Представитель Министерства юстиции считает обжалуемый заявителями акт нормативно - правовым, непосредственно затрагивающим права граждан и подлежащим регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. "Официальное разъяснение Центрального Банка России от 24 сентября 1999 г. N 281-Т по вопросам применения Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" на регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации не представлялось, в связи с чем не может считаться принятым с соблюдением установленного порядка и применению не подлежит.

Выслушав объяснения заявителей, представителей заинтересованных лиц и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшей жалобу Дударовых удовлетворить, Верховный Суд Российской Федерации находит "Официальное разъяснение Центрального Банка России от 24 сентября 1999 г. N 281-Т по вопросам применения Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" подлежащим признанию недействующим с момента издания.

В соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. Федеральных законов от 26.04.95 N 65-ФЗ, от 27.12.95 N 210-ФЗ, от 27.12.95 N 214-ФЗ, от 20.06.96 N 80-ФЗ, от 27.02.97 N 45-ФЗ, от 28.04.97 N 70-ФЗ, от 04.03.98 N 34-ФЗ, от 31.07.98 N 151-ФЗ, от 08.07.99 N 139-ФЗ) нормативные акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств.

Обжалуемое заявителями "Официальное разъяснение Банка России от 24.09.99 N 281-Т по вопросам применения Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" имеет все необходимые признаки нормативно - правового акта: устанавливает правила поведения участников правоотношений, имеет общеобязательный характер для неопределенного числа лиц, не имеет ограничений действия по времени.

В соответствии с п. 1.2 Положения Банка России от 15.09.97 N 519 "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" нормативными актами Банка России являются акты Банка России, направленные на установление, изменение или отмену норм права как постоянных или временных предписаний, обязательных для круга лиц, определенных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и настоящим Положением, рассчитанных на неоднократное применение на территории Российской Федерации.

Обжалуемый заявителями акт Центрального Банка России отвечает этим требованиям подзаконного нормативного акта. То обстоятельство, что он издан в форме, не предусмотренной в пункте 1.5 Положения Банка России от 15.09.97 N 519 "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России", не свидетельствует о его ненормативном характере, а может рассматриваться лишь как нарушение формы издания нормативного правового акта Центрального Банка России.

Суд находит обоснованными доводы заявителей и мнение представителя Министерства юстиции Российской Федерации о том, что "Официальное разъяснение Банка России от 24.09.99 N 281-Т по вопросам применения Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" непосредственно затрагивает права граждан, поскольку устанавливает правило, в соответствии с которым мировое соглашение, в результате которого требования кредиторов кредитной организации подлежат удовлетворению не в полном объеме, заключается до удовлетворения требования кредиторов первой и второй очереди, которыми могут быть только физические лица.

При таких обстоятельствах обжалуемый заявителями нормативный правовой акт Банка России подлежал регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, предусмотренном для регистрации нормативных актов министерств и ведомств.

Этот порядок утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (в редакции от 11.02.99) "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".

В соответствии с названным Постановлением нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) руководителем федерального органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности.

Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат государственной регистрации.

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, передаются Министерством юстиции Российской Федерации в редакцию газеты "Российские вести", а также в издательство "Юридическая литература" в течение суток после государственной регистрации. При опубликовании и рассылке нормативного правового акта указание на номер и дату государственной регистрации является обязательным.

Федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования.

В соответствии с п. 7.1 "Положения о порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России", утвержденного Приказом Председателя ЦБ Российской Федерации от 15 сентября 1997 г. N 02-395 (в редакции Указания ЦБ Российской Федерации от 24.06.98 N 262-У) (не зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации), нормативные акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, вступают в силу после государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и опубликования в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

"Официальное разъяснение Банка России от 24.09.99 N 281-Т по вопросам применения Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" в установленном порядке в Министерстве юстиции не зарегистрировано, в связи с чем не может быть признано вступившим в законную силу и подлежащим применению.

Поскольку обжалуемый заявителями нормативный правовой акт признается недействующим по мотиву несоблюдения порядка его принятия, доводы Дударовых о том, что этот акт противоречит федеральному законодательству, могут быть рассмотрены судом по существу только в том случае, если Министерство юстиции Российской Федерации в установленном порядке зарегистрирует этот нормативный акт.

На основании ст. ст. 191 - 197, 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР Верховный Суд Российской Федерации

решил:

жалобу Дударова Владимира Юрьевича и Дударовой Елены Петровны удовлетворить.

Признать "Официальное разъяснение Центрального Банка России от 24 сентября 1999 г. N 281-Т по вопросам применения Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" недействующим с момента издания.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.