ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 25 октября 1995 г. N ГКПИ 95-156

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в лице:

    председательствующего -
    судьи Верховного Суда РФ                          Федина А.И.,
    при секретаре                                    Поповой Ю.В.,
    с участием прокурора                           Харланова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе общероссийского общественного объединения "Движение союз студенческих советов" на Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 20 сентября 1995 г. "Об инструкции о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ и публикаций агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием",

установил:

общероссийское общественное объединение "Движение союз студенческих советов" обратилось в Верховный Суд РФ с жалобой, в которой поставило вопрос об отмене Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 сентября 1995 г. "Об инструкции о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ и публикаций агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием".

В обоснование такого требования объединение сослалось на то, что утверждение Центризбиркомом РФ разъяснения противоречит требованиям федеральных законов и нарушает права и интересы граждан и средств массовой информации.

Представлявшие интересы Центральной избирательной комиссии РФ Биктагиров Р.Т., Фадеев Н.В. и Алехичева Л.Г. возражали против удовлетворения жалобы, утверждая, что разъяснение утверждено Центризбиркомом РФ на основании ст. 47 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" и в соответствии с требованиями этого Федерального закона и Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ", регламентирующих предвыборную агитацию посредством использования каналов государственных телерадиокомпаний и периодических печатных изданий.

Заслушав объяснения председателя общественного объединения Лепехина В.А. и представлявшего по доверенности интересы движения Пугачева Р.В., представителей Центральной избирательной комиссии РФ, исследовав материалы дела и выслушав заключение прокурора Харланова А.В., полагавшего жалобу оставить без удовлетворения, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителей по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 47 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" Инструкция о порядке предоставления эфирного времени кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам на каналах государственных телерадиокомпаний издается Центральной избирательной комиссией РФ с участием государственных органов, обеспечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в области массовой информации, при обязательном рассмотрении предложений кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков; порядок публикации агитационных предвыборных материалов в периодических изданиях, одним из учредителей (соучредителей) которых являются государственные или муниципальные органы, государственные предприятия, учреждения и организации либо которые финансируются полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта РФ), устанавливается Центральной избирательной комиссией РФ с участием государственных органов, обеспечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в области массовой информации.

Как пояснили суду представители Центризбиркома РФ, во исполнение указанной нормы закона и была утверждена данная Инструкция. В процессе ее обсуждения и утверждения активное участие принимали и государственные органы, обеспечивающие соблюдение конституционных прав и свобод в области массовой информации, а также представители государственных телерадиокомпаний, периодических печатных изданий.

Данное обстоятельство подтверждается стенограммой заседания Центральной избирательной комиссии РФ от 20 сентября 1995 г. (л.д. 24 - 33), отзывами телерадиокомпаний на проект Инструкции (л.д. 35 - 39), рекомендациями Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ (л.д. 40 - 43).

Согласно ст. 50 Гражданского процессуального кодекса РСФСР каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В процессе судебного разбирательства заявители не представили доказательств в подтверждение своих доводов о незаконности ряда положений Инструкции, утвержденной Центризбиркомом.

Так, суду не представлены какие-либо доказательства, которые бы подтвердили довод заявителей о неправомерно расширительном толковании в п. 1.4 Инструкции терминов, содержащихся в законах о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

В частности, разъяснение терминов "государственная телерадиокомпания" как телерадиокомпания, учредителем (соучредителем) которой является орган государственной власти, и "периодическое печатное издание с государственным участием" как печатное издание, учредителем (соучредителем) которого является орган государственной власти, государственные предприятие, учреждение, организация либо издание, которое финансируется полностью или частично (не менее 25%) за счет средств федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, соответствует определению этих терминов, содержащихся в ст. 47 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ", ст. 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ".

Кроме того, как установлено в судебном заседании, Центральной избирательной комиссией РФ опубликованы перечни общероссийских телерадиокомпаний и периодических печатных изданий, посредством которых кандидаты в депутаты, избирательные объединения и избирательные блоки вправе в соответствии с оспариваемой заявителями инструкцией участвовать в предвыборной агитации (л.д. 34). Указанные перечни представлены в Центризбирком РФ соответственно Федеральной службой России по телевидению и радиовещанию и Комитетом РФ по печати.

В соответствии с п. 1.5 обжалуемой Инструкции перечень региональных телерадиокомпаний и муниципальных периодических печатных изданий публикуется избирательными комиссиями субъектов РФ по представлению соответствующих ТРК.

С учетом изложенного, а также разъяснения, содержащегося в ч. 2 п. 1.2 Инструкции, суд считает необоснованным довод заявителей о том, что положения обжалуемой Инструкции могут быть произвольно применены не только в отношении средств массовой информации, обязанных согласно федеральным законам предоставлять эфирное время и полосы печатных изданий для проведения кандидатами в депутаты, избирательными объединениями и избирательными блоками предвыборной агитации. Кроме того, согласно ч. 2 п. 1.2 Инструкции порядок проведения предвыборной агитации через негосударственные СМИ настоящей Инструкцией не регулируется.

Заявители считают также незаконным п. 2.18 Инструкции, который разъясняет, что избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты дополнительное платное эфирное время предоставляется на основании заключенных с общероссийскими, региональными ТРК договорами, при этом общее платное эфирное время для общероссийских ТРК не может превышать объема предоставляемого бесплатного эфирного времени и что при этом общее платное эфирное время для общероссийских ТРК не может превышать объема предоставляемого бесплатного эфирного времени. Согласно этому пункту соотношение продолжительности бесплатного и платного эфирного времени для региональных ТРК определяется их техническими и программными возможностями; расходы на оплату эфирного времени осуществляется избирательными объединениями, избирательными блоками, кандидатами исключительно из средств их собственных избирательных фондов.

Обжалуя данный пункт инструкции, заявители ссылались на то, что избирательным объединениям, избирательным блокам и кандидатам в депутаты незаконно предписано заключать договоры о предоставлении дополнительного платного эфирного времени. Кроме того, заявители ссылались на то, что договор между телерадиокомпанией и избирательным блоком не может быть заключен, поскольку избирательный блок не обладает правами юридического лица.

Приведенные утверждения заявителей нельзя признать обоснованными.

Согласно ст. 24 Закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ" кандидат, избирательное объединение имеют право на основании заключенного с государственной телерадиокомпанией договора получить за плату эфирное время сверх эфирного времени, предоставляемого бесплатно.

В соответствии же со ст. 2 этого Закона и ст. 32 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" избирательный блок обладает правами избирательного объединения. В соответствии со ст. 34 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" избирательные блоки, как и избирательные объединения, назначают представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим Федеральным законом представлять эти блоки по всем вопросам, связанным с участием избирательных блоков в выборах депутатов Государственной Думы, в том числе и по финансовым вопросам.

Таким образом, предусмотренная обжалуемой Инструкцией возможность для избирательного блока (хотя и не являющегося юридическим лицом) заключать договоры с ТРК о предоставлении ему за плату эфирного времени сверх эфирного времени, предоставляемого бесплатно, соответствует требованиям федеральных законов.

Не противоречат требованиям Федерального закона, а следовательно, и не могут нарушать права и законные интересы как граждан, так и средств массовой информации и другие обжалуемые заявителями пункты Инструкции "О порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ".

Так, установление п. 2.20 Инструкции трехдневного срока для предоставления избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты в телерадиокомпанию заявления о получении за плату эфирного времени для проведения предвыборной агитации обусловлено принудительными положениями федеральных законов о равенстве избирательных прав граждан и об участии избирательных объединений и избирательных блоков в выборах на равных основаниях.

Этими же положениями законов и необходимостью создания механизма проведения предвыборной агитации посредством средств массовой информации обусловлены и разъяснения Центризбиркома РФ, содержащиеся в ч. 2 и 3 этого же пункта Инструкции.

Необходимость указания в договорах о предоставлении эфирного времени определенных условий и необходимость производства предварительной оплаты эфирного времени, предусмотренные п. 2.21 Инструкции, обусловлены положениями федеральных законов о контрольных функциях избирательных комиссий за расходованием средств по подготовке и проведению выборов, ограничениями размеров собственных средств избирательных объединений и избирательных блоков для проведения предвыборной агитации и запретом для кандидатов и избирательных объединений использовать иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды (ст. 23 - 27, 51 - 55 Закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ").

Обжалуя п. 2.27 Инструкции, заявители сослались на то, что по сложившейся в работе телерадиокомпаний практике не телерадиокомпания назначает ведущего предвыборных дебатов "круглого стола" (как это указано в обжалуемом пункте).

Между тем, как указано выше, в соответствии со ст. 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ", кандидат, избирательное объединение имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени со стороны именно телерадиокомпаний, как вправе и заключать договоры на получение за плату эфирного времени сверх эфирного времени, предоставляемого бесплатно также именно с телерадиокомпаниями.

Следовательно, обжалуемое положение п. 2.27 Инструкции согласуется с требованиями закона и соответствует ему.

Указание в данном пункте Инструкции на то, что ведущий во время предвыборных дебатов "круглого стола" не вправе отдавать предпочтение кому-либо из участников предвыборных дебатов "круглого стола", обусловлено принципиальными положениями федеральных законов о равных основаниях участия избирательных объединений и избирательных блоков в выборах, а также о государственном обеспечении гражданам РФ и общественным объединениям свободного проведения предвыборной агитации.

Обжалуя п. 2.27 Инструкции, заявители утверждают, что содержащееся в этом пункте ограничение до 10% в предоставлении избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты эфирного времени для распространения политической рекламы от выделяемого им общего времени противоречит ст. 36 Закона РФ "О средствах массовой информации", содержащей ограничение в рекламе для радио- и телепрограмм до 25% от эфирного времени.

Суд считает этот довод заявителей необоснованным, поскольку допустимый согласно п. 2.29 Инструкции объем политической рекламы в 10% определен от выделяемого избирательным объединениям, избирательным блокам и кандидатам в депутаты общего эфирного времени, тогда как допустимый согласно ст. 36 Закона РФ "О средствах массовой информации" объем рекламы в 25% определен от всего объема вещания для радио- и телепрограмм, т.е. объемы политической рекламы и просто рекламы Инструкцией и Законом определены от разнородных величин эфирного времени. Кроме того, определение объема вещания для политической рекламы в 10%, по мнению суда, разумно, соответствует положениям закона о равных правах избирательных объединений, избирательных блоков и кандидатов в депутаты при проведении предвыборной агитации посредством использования эфирного времени на каналах государственных и муниципальных телерадиокомпаний.

Положениями федеральных законов о равенстве избирательных прав граждан РФ и о государственном обеспечении свободного проведения предвыборной агитации обусловлено и содержащееся в п. 2.30 Инструкции указание на то, что информационные программы телевидения и радио, отражая события, связанные с избирательной кампанией, не вправе отдавать предпочтение каким бы то ни было избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты.

Указание в данном пункте Инструкции на недопустимость включения политической рекламы в рекламные блоки внутри информационных программ, а также в иные рекламные блоки соответствует требованиям ст. 47 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" и принято в развитие положений этого Закона.

По изложенным основаниям требование заявителей о признании незаконным и п. 2.30 Инструкции необоснованно.

Содержание п. 2.31 и 2.32 Инструкции соответствует положениям ст. 47 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ", предусматривающим, что теле- и радиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию, выпускаются в эфир с параллельной видео- и аудиозаписью, которая хранится в течение 6 месяцев со дня выхода указанных программ в эфир.

Возложение на телерадиокомпании обязанности предоставлять по запросу соответствующей избирательной комиссии параллельную видеоаудиозапись предвыборной агитации не позднее чем в течение трех дней со дня обращения (п. 2.31 Инструкции) также является правомерным, поскольку согласно ст. 30 Закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в том числе в предоставлении сведений и материалов, давать ответы на обращения избирательных комиссий.

Механизм предоставления избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты дополнительной газетной (журнальной) площади за плату, предусмотренный п. 3.9 Инструкции, аналогичен порядку предоставления эфирного времени телерадиокомпаниями, предусмотренному п. 2.21 Инструкции, и поэтому также соответствует требованиям закона по изложенным при анализе п. 2.21 Инструкции основаниям.

Вторая часть п. 3.9 Инструкции, согласно которой периодические печатные издания с государственным участием, предоставив за плату избирательному объединению, избирательному блоку, кандидату в депутаты место на полосе, не вправе отказать другому участнику предвыборной агитации в месте на полосе на тех же условиях, обусловлена принципиальными положениями Закона о равных основаниях для избирательных объединений, избирательных блоков и кандидатов в депутаты по использованию ими эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний и в печатных органах.

Указание об обязанности редакций периодических печатных изданий с государственным участием информировать избирательные комиссии по их письменным запросам о представленной газетной (журнальной) площади, а также направлять им соответствующие договоры, содержащиеся в п. 3.10 Инструкции, и указание, содержащееся в п. 4.3 Инструкции, о том, что избирательные комиссии вправе заслушивать доклады руководителей СМИ на предмет соблюдения требований федерального законодательства и настоящей Инструкции и в пределах своей компетенции принимать обязательные для исполнения решения и что руководители СМИ обязаны представить соответствующей избирательной комиссии по ее запросу в течение трех дней сведения об использовании избирательными объединениями, избирательными блоками, кандидатами в депутаты эфирного времени, объеме публикаций агитационных материалов, соответствуют ст. 46 Закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ", предусматривающей положения о недопустимости злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации и о наделении избирательных комиссий контрольными функциями по соблюдению установленного порядка проведения предвыборной агитации, о их правомочиях по принятию мер по пресечению противоправных выступлений и распространении противоправных агитационных материалов.

Приведенные пункты Инструкции (3.10 и 4.3) соответствуют и другим положениям федеральных законов, регламентирующих полномочия избирательных комиссий и порядок проведения предвыборной агитации.

Что касается указания в п. 4.3 Инструкции о праве избирательных комиссий получать необходимую информацию от СМИ в форме заслушивания докладов руководителей СМИ, то, как пояснили представители Центризбиркома, данное указание носит характер предложения со стороны избирательных комиссий перед СМИ, а не императивный характер, в связи с чем п. 4.3 Инструкции и в указанной части также не нарушает прав руководителей СМИ.

Ограничение газетной (журнальной) площади, предоставляемой избирательному объединению, избирательному блоку, кандидату в депутаты для распространения политической рекламы, 10% от выделяемой им общей печатной площади является по существу разумным и не противоречит требованиям закона по основаниям, изложенным в решении суда при анализе законности разъяснения Инструкции, содержавшегося в п. 2.29.

Указание в п. 3.11 Инструкции о том, что СМИ наряду с избирательными объединениями, избирательными блоками и кандидатами в депутаты несут ответственность за соблюдение требований, предъявляемых к политической рекламе, также (по мнению суда) не противоречит требованиям закона, поскольку в данном пункте подчеркивается о возложении такой ответственности в соответствии с действующим законодательством (наличие вины и пр.).

В п. 4.4 Инструкции указано, что в случае нарушения представителями СМИ положений настоящей Инструкции руководители СМИ по мотивированному представлению соответствующей избирательной комиссии могут на период выборов отстранить от работы, связанной с освещением избирательной кампании, журналистов, творческих работников и должностных лиц редакции.

Данное положение Инструкции соответствует ч. 3 ст. 46 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ", наделившей избирательные комиссии правом принимать меры по пресечению противоправной деятельности и обращаться в соответствующие органы с представлениями.

Что касается возможности отстранения руководителями СМИ работников редакции от работы, то такое отстранение возможно лишь в соответствии с требованиями трудового законодательства, что и подтвердили в судебном заседании представители Центризбиркома.

По изложенным основаниям суд считает, что утверждение заявителей о незаконности обжалуемых ими положений Инструкции не нашло своего подтверждения в судебном заседании.

При этом суд учитывает, что от ряда требований заявители отказались после проведения представителями Центризбиркома РФ и прокурором соответствующих доводов о законности части обжалуемых положений Инструкции Закону.

Руководствуясь ст. 191 - 197, 231 - 232 ГПК РСФСР, суд

решил:

жалобу общероссийского общественного объединения "Движение союз студенческих советов" об отмене Постановления Центральной избирательной комиссии РФ от 20 сентября 1995 г. "Об Инструкции о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ второго созыва и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием" оставить без удовлетворения.

Настоящее судебное решение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его провозглашения.

Председательствующий -
судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.И.ФЕДИН