ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 16 марта 2005 г. N ГКПИ2005-48

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    судьи Верховного Суда
    Российской Федерации                             Зайцева В.Ю.,
    при секретаре                                    Жуковой И.В.,
    с участием прокурора                     Воскобойниковой Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО "Сибирский Тяжпромэлектропроект" о признании частично недействующим абзаца 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101,

установил:

абзацем 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101 (далее - Положение), предусмотрено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

ОАО "Сибирский Тяжпромэлектропроект" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании названного пункта Положения в части слов: "Расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил... (в том числе... суммы пособий по временной нетрудоспособности, ... выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке".

В заявлении указано, что оспариваемое предписание противоречит подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", поскольку позволяет не принимать к зачету расходы, произведенные с нарушением порядка и правил, которые установлены не законодательством Российской Федерации, а ведомственными актами.

В судебном заседании представитель ОАО "Сибирский Тяжпромэлектропроект" Стуканов Н.Г. поддержал доводы заявления и просил суд о его удовлетворении.

Правительство Российской Федерации, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителя с оформленными в установленном порядке полномочиями в судебное заседание не направило.

Выслушав объяснения представителя заявителя и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Воскобойниковой Е.Л., полагавшей отказать ОАО "Сибирский Тяжпромэлектропроект" в удовлетворении заявления, Верховный Суд Российской Федерации находит, что заявление ОАО "Сибирский Тяжпромэлектропроект" не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

При этом в силу статьи 2 указанного Федерального закона законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании состоит из данного Федерального закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 6 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации под иными правовыми актами понимаются указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемое Положение относится к законодательству Российской Федерации, регулирующему отношения в системе обязательного социального страхования.

С доводами заявителя о противоречии абзаца 3 пункта 18 Положения в оспариваемой части подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" суд согласиться не может.

Статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.

Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом.

Поскольку до настоящего времени такой федеральный закон, регламентирующий условия выплат пособий по временной нетрудоспособности, не принят, на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 423 Трудового кодекса Российской Федерации продолжают действовать Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. N 191.

Пунктом 55 данных Основных условий предусмотрено, что расходы по выплате пособий, произведенные без надлежащего решения или с нарушением правил, определяющих право на пособие, размер пособия, порядок установления непрерывного трудового стажа, порядок исчисления и выплаты пособия, или по неправильно оформленным документам, не принимаются к зачету в счет взносов на социальное страхование и относятся за счет предприятия, учреждения и организации.

Оспариваемый абзац 3 пункта 18 Положения, закрепляя предписание о том, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных порядка и правил, к зачету не принимаются, фактически воспроизводит положения пункта 55 вышеназванных Основных условий, которые, как уже отмечалось, действуют до введения в действие соответствующего федерального закона.

С учетом изложенного доводы заявителя о том, что оспариваемое предписание Положения противоречит закону и позволяет не принимать к зачету расходы, произведенные с нарушением порядка и правил, которые установлены не законодательством Российской Федерации, а ведомственными актами, являются несостоятельными.

В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь ст. ст. 193 - 199 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

ОАО "Сибирский Тяжпромэлектропроект" в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ