ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 5 декабря 2001 г. N ГКПИ 2001-1723
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., при секретаре Бирюковой Е.Ю., с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Хабаровского края о признании недействительным и не подлежащим применению Положения о порядке проведения операций по доходным счетам МПС, утвержденного распоряжением Заместителя Председателя Центрального банка Российской Федерации от 25 марта 1994 г. N 82, распоряжением Заместителя Министра путей сообщения Российской Федерации N ЦФ-244, в редакции Указания ЦБ РФ от 26.12.1997 N 105-у,
установил:
распоряжением Заместителя Председателя Центрального банка Российской Федерации от 25 марта 1994 г. N 82 и распоряжением Заместителя Министра путей сообщения Российской Федерации N ЦФ-244 было утверждено Положение о порядке проведения операций по доходным счетам МПС (далее - Положение).
Администрация Хабаровского края обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании указанного Положения недействительным и не подлежащим применению с момента принятия.
В обоснование заявления указано, что Положение не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, поскольку оно не прошло государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, и противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
В судебном заседании представитель администрации Хабаровского края Знаменская Т.И. поддержала заявленные требования и просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель Центрального банка Российской Федерации Тимербаева С.М. и представитель Министерства путей сообщения Российской Федерации Попов В.В. требования администрации Хабаровского края не признали и просили суд отказать в их удовлетворении за необоснованностью.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., просившей суд отказать заявителю в удовлетворении его требований, суд полагает, что заявление администрации Хабаровского края не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" следует, что ими регламентируется порядок подготовки, государственной регистрации, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Указом Президента Российской Федерации от 17.05.2000 N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", принятым в соответствии со ст. 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", утверждена структура федеральных органов исполнительной власти.
Центральный банк Российской Федерации в эту структуру не входит.
Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Центрального банка Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами.
Согласно ст. 5 названного Закона Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, независим в своей деятельности, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий.
Таким образом, Центральный банк Российской Федерации не относится к федеральным органам исполнительной власти, для которых Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 установлен порядок принятия, государственной регистрации и опубликования нормативных правовых актов. В связи с этим доводы заявления о том, что оспариваемое Положение не подлежит применению, поскольку после его принятия не было зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации, являются ошибочными.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официального опубликования в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России"), за исключением случаев, установленных Советом директоров.
Нормативные акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств.
Приведенная норма о регистрации нормативных актов Банка России в Министерстве юстиции Российской Федерации вступила в силу с 4 мая 1995 г. (дата опубликования в "Российской газете" Федерального закона от 26 апреля 1995 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)").
Оспариваемое Положение было принято до 4 мая 1995 года, то есть в период, когда регистрации нормативных актов Банка России в Министерстве юстиции не требовалось.
Не подлежали такой регистрации и внесенные Банком России изменения в Положение от 30.10.95 N 201, от 26.05.97 N 453, от 26.12.97 N 105-У, поскольку ни само Положение, ни эти изменения непосредственно не затрагивали права, свободы или обязанности граждан.
Утверждение представителя заявителя о том, что Положение носит межведомственный характер и МПС РФ обязано было зарегистрировать его в Министерстве юстиции Российской Федерации, суд находит несостоятельным.
Из названия Положения и его содержания следует, что оно касается только доходных счетов Министерства путей сообщения Российской Федерации и не содержит правовых норм, обязательных для других федеральных органов исполнительной власти.
С доводами заявителя о том, что Положение противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации, суд также согласиться не может.
Согласно ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению или взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Оспариваемое Положение не регулирует вопросов, связанных с налогообложением и сборами, а устанавливает порядок проведения операций по доходным счетам МПС.
Компетенция Банка России по установлению такого порядка основана на положениях пунктов 4 и 5 ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", закрепляющих право Банка России устанавливать правила осуществления расчетов и правила проведения банковских операций в Российской Федерации.
Не находит суд противоречий между предписаниями Положения и ст. ст. 861 и 862 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" порядок формирования доходов железных дорог, получаемых от перевозок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом конкретного вклада каждой железной дороги в перевозочный процесс.
При таких обстоятельствах предписания Положения о том, что "денежные поступления от перевозок, зачисляемые на доходные счета МПС, открытые железными дорогами, принадлежат им не полностью и должны распределяться между железными дорогами - участницами перевозок" (п. 2), соответствуют вышеприведенным положениям Федерального закона.
Вышеизложенное в полной мере относится и к предписанию п. 3 Положения о том, что "владельцем и распорядителем указанных доходных счетов является МПС".
Доводы заявителя о противоречии Положения пункту 9 Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" также являются несостоятельными, поскольку Положение не содержит предписаний, позволяющих железным дорогам "вносить наличные денежные средства на счета других лиц - владельцев счетов (в том числе физических лиц), минуя свой расчетный счет".
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Поскольку в судебном заседании не установлено, что оспариваемое Положение не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 203 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
администрации Хабаровского края в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней после вынесения решения суда в окончательной форме.