ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 21 сентября 2000 г. N ГКПИ 2000-845

Именем Российской Федерации

Верховный Суд РФ в составе:

    председательствующего - судьи
    Верховного Суда РФ                           Романенкова Н.С.,
    при секретаре                                  Астаповой А.К.,
    с участием прокурора                           Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению председателя ДОО "Полюс холода" Никитченко Леонида Борисовича о признании частично недействительным п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1997 г. N 888 "О дополнительных мерах по реализации Федерального закона "О государственных долговых товарных обязательствах" и недействительными распоряжений Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1998 г. N 189-р, от 30 декабря 1998 г. N 1905-р, от 19 января 2000 г. N 84-р,

установил:

Председатель добровольной общественной организации "Полюс холода" Никитченко Л.Б. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании частично недействительным п. 1 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1997 г. N 888 "О дополнительных мерах по реализации Федерального закона "О государственных долговых товарных обязательствах" и недействительными распоряжений Правительства РФ от 10 февраля 1998 г. N 189-р, от 30 декабря 1998 г. N 1905-р, от 19 января 2000 г. N 84-р.

Как пояснил в суде Никитченко Л.Б., Сбербанк СССР и Минторг СССР издали совместный Приказ от 29 июля 1988 г. N 41, 136 об утверждении Правил приема учреждениями Сберегательного банка СССР целевых вкладов на приобретение автомобилей в целях предоставления преимуществ в приобретении легковых автомобилей рабочим и служащим важнейших народно - хозяйственных строек и объектов.

После заключения договоров между Сберегательным банком и работниками предприятий ежемесячно с заработной платы работников перечислялись на целевые счета взносы в зависимости от модели автомобиля и срока накопления вклада 3 - 5 лет.

По накоплении необходимых сумм для приобретения автомобилей учреждения банка выдавали в 1991 - 1994 годах целевые чеки на приобретение автомобилей.

Чтобы упорядочить погашение целевых чеков, вкладов на автомобили, в 1995 году принят Федеральный закон "О государственных долговых товарных обязательствах".

17 июля 1997 г. Правительство РФ издает Постановление N 888 "О дополнительных мерах по реализации Федерального закона "О государственных долговых товарных обязательствах", пунктом 1 которого нарушаются права владельцев целевых чеков на приобретение автомобилей марки "ВАЗ" и которое противоречит требованиям Конституции РФ, Федерального закона "О государственных долговых товарных обязательствах" и Постановления Правительства РФ от 16 января 1996 г. N 33.

В одностороннем порядке Правительство РФ изменило условия ранее заключенных договоров, предусмотрев в оспариваемом нормативном акте выдачу не тех автомобилей, на которые становились владельцы целевых вкладов; предлагалась выдача только автомобилей "Москвич" или выплата денежной компенсации не выше стоимости автомобиля "Москвич", несмотря на то, что автомобили марки "ВАЗ", кроме одной модели, стоят дороже.

Представитель Экслер А.А. и третьи лица на стороне заявителя без самостоятельных требований Балоночкин А.Н., Азямов А.С., Ярошевич Ю.И., Серебрякова Н.Л., Бояркина Н.Д., Кулагин А.Я. поддержали заявленные требования.

Представители заинтересованного лица Правительства РФ Фирсова Н.Г., Будяну С.Е. возражали против удовлетворения заявления и пояснили в суде, что владельцам целевых чеков с правом приобретения легковых автомобилей в 1992 году по их желанию предлагалось на выбор предоставление автомобиля "Москвич" или выплата денежной компенсации не выше стоимости автомобиля марки "Москвич". Постановление Правительства РФ от 17 июля 1997 г. N 888 не противоречит действующему законодательству и принято в пределах его полномочий.

Распоряжения Правительства РФ от 10 февраля 1998 г. N 189-р, от 30 декабря 1998 г. N 1905-р, от 19 января 2000 г. N 84-р предусматривают погашение Минфином России государственной задолженности перед владельцами целевых расчетных чеков с правом приобретения автомобилей в пределах средств, предусмотренных Федеральными законами о бюджете на 1998, 1999 и 2000 годы.

Выслушав объяснения заявителя Никитченко Л.Б., представителя Экслера А.А., третьих лиц Балоночкина А.Н., Азямова А.С., Ярошевича Ю.И., Серебряковой Н.Л., Бояркиной Н.Д., Кулагина А.Я., представителей Правительства РФ Фирсовой Н.Г., Будяну С.Е., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению частично, Верховный Суд Российской Федерации находит, что заявление подлежит удовлетворению частично.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1997 г. N 888 "О дополнительных мерах по реализации Федерального закона "О государственных долговых товарных обязательствах" предусмотрено погашение государственной задолженности перед владельцами целевых чеков с правом приобретения легковых автомобилей в 1992 году по их желанию путем выдачи легковых автомобилей марки "Москвич" в 1997 году или выплаты денежной компенсации (не выше стоимости автомобиля марки "Москвич") в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на 1997 год. Выдача автомобилей марки "Москвич" владельцам чеков на приобретение автомобилей более дешевых марок производится при условии оплаты ими разницы между стоимостью автомобиля марки "Москвич" и автомобилями марок, указанных в целевых чеках.

Согласно ст. 2 Закона РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" от 13 ноября 1992 г., действовавшего до 1 января 2000 г., долговые обязательства бывшего Союза ССР включены в государственный долг Российской Федерации только в части, принятой на себя Российской Федерацией.

Из содержания данной нормы не следует, что долговые обязательства бывшего Союза ССР в виде товарных обязательств перед владельцами целевых чеков на право получения автомобилей в 1991 - 1992 годах подлежат включению в государственный долг Российской Федерации не в полном объеме.

Государственные долговые товарные обязательства в виде целевых чеков на приобретение автомобилей являются внутренним государственным долгом Российской Федерации.

Правовое регулирование их предусмотрено Федеральным законом "О государственных долговых товарных обязательствах".

В силу ст. 2 названного Федерального закона обязательства в виде целевых чеков на приобретение автомобилей перед гражданами Российской Федерации, другими лицами, заключившими их на территории Российской Федерации, их законными наследниками подлежат исполнению надлежащим образом в соответствии с нормами действующего Гражданского кодекса Российской Федерации.

Федеральный закон "О государственных долговых товарных обязательствах" в статье 3 предусмотрел разработку Государственной программы погашения в 1995 - 1997 годах внутреннего государственного долга Российской Федерации, исходя из принципа его полной компенсации.

В указанной Программе должны быть предусмотрены удобные для граждан условия погашения государственных долговых товарных обязательств, в том числе по их выбору: предоставление товаров, обусловленных в облигациях государственных целевых беспроцентных займов, целевых чеках на приобретение легковых автомобилей, целевых вкладах на приобретение легковых автомобилей, обязательствах государства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции; выкуп государственных долговых товарных обязательств по сложившимся на момент исполнения потребительским ценам; зачет задолженности государства при приватизации государственного имущества; взаимозачет при наличии встречных обязательств гражданина перед государством; перевод задолженности в государственные ценные бумаги, в том числе обеспеченные валютой, золотом, перевод задолженности во вклады граждан в государственные пенсионные, страховые медицинские фонды и другие.

Как установлено в судебном заседании объяснениями заявителя и представителей заинтересованного лица, указанная Программа погашения в 1995 - 1997 годах внутреннего государственного долга Российской Федерации не принята. Правительство Российской Федерации издало Постановление от 16 января 1996 г. N 33 "О мерах по реализации Федерального закона "О государственных долговых товарных обязательствах" и Постановление от 17 июля 1997 г. N 888 "О дополнительных мерах по реализации Федерального закона "О государственных долговых товарных обязательствах".

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1997 г. N 888 установлен порядок погашения государственной задолженности перед владельцами целевых чеков с правом приобретения автомобилей в 1992 г.

Данный порядок предусматривает выдачу владельцам целевых чеков легковых автомобилей марки "Москвич" или выплату денежной компенсации (не выше стоимости автомобиля марки "Москвич").

Владельцам чеков на приобретение автомобилей более дешевых марок выдача автомобилей марки "Москвич" производится при условии оплаты ими разницы между стоимостью автомобиля марки "Москвич" и автомобилями марок, указанных в целевых чеках.

Между тем на момент принятия данного Постановления и на момент рассмотрения дела в суде стоимость автомобиля марки "ВАЗ" оказалась выше стоимости автомобиля марки "Москвич".

В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В целевых расчетных чеках с правом приобретения автомобилей в 1992 году указано, что чек действителен для уплаты за автомобиль ВАЗ.

Ссылки представителей заинтересованного лица на то, что оспариваемое Постановление издано во исполнение Указа Президента РФ от 22 июня 1996 г. N 979 "О государственной поддержке акционерного общества "Москвич", являются несостоятельными. Из содержания данного нормативного акта следует, что он принят в целях государственной поддержки мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке акционерного общества "Москвич" и Правительству РФ поручено выделение в 1996 г. АО "Москвич" денежных сумм за счет средств федерального бюджета, предусмотренных для погашения государственных долговых товарных обязательств перед владельцами целевых чеков на право получения автомобилей в 1991 - 1992 годах.

Однако это не означает отказ от исполнения обязательств государства перед владельцами целевых чеков на приобретение автомобилей определенной марки и несоблюдение принципа полной компенсации, которые предусмотрены действующим законодательством.

Учитывая, что положения пункта 1 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1997 г. N 888 в отношении прав владельцев целевых чеков на приобретение автомобилей марки "ВАЗ" не соответствуют действующему законодательству и нарушают права граждан, заявление подлежит удовлетворению в этой части.

Распоряжения Правительства РФ от 10 февраля 1998 г. N 189-р, от 30 декабря 1998 г. N 1905-р, от 19 января 2000 г. N 84-р содержат указания Минфину России о погашении государственной задолженности перед владельцами целевых чеков в 1998, 1999, 2000 годах и не нарушают прав граждан, поэтому заявленные требования о признании недействительными названных распоряжений не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление председателя ДОО "Полюс холода" Никитченко Леонида Борисовича удовлетворить частично: признать недействительным пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1997 г. N 888 "О дополнительных мерах по реализации Федерального закона "О государственных долговых товарных обязательствах" в части погашения государственной задолженности перед владельцами целевых чеков с правом приобретения легковых автомобилей в 1992 году в отношении прав владельцев целевых чеков на приобретение автомобилей марки "ВАЗ" со дня его издания.

Заявление о признании недействительными распоряжений Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1998 г. N 189-р, от 30 декабря 1998 г. N 1905-р, от 19 января 2000 г. N 84-р оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.