ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 25 сентября 2000 г. N ГКПИ 2000-821

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    председательствующего - судьи
    Верховного Суда РФ                           Романенкова Н.С.,
    при секретаре                                    Жуковой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Петровой Ольги Игоревны о признании недействительным Постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 185 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 30 июня 2000 г. N 485 и от 14 августа 2000 г. N 597),

установил:

Петрова О.И. обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействительным Постановления Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 185 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.06.2000 N 485, от 14.08.2000 N 597), т.к. оспариваемый нормативный акт не соответствует действующему законодательству и нарушает права органов местного самоуправления.

Заявитель Петрова О.И. о дне слушания дела извещена, в суд не явилась.

Представители Петровой О.И. по доверенности Орлов А.В., Рябков Д.А., Сауль С.Н. поддержали заявленные требования.

Представители заинтересованного лица Правительства РФ Фирсова Н.Г., Сакович А.В., Лемешко А.О. и представитель ГТК России Храмова У.Ю. возражали против удовлетворения заявления, т.к. оспариваемый нормативный акт принят Правительством РФ в пределах его полномочий, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав заявителя.

Выслушав объяснения представителей Петровой О.И. по доверенности Орлова А.В., Рябкова Д.А., Сауль С.Н., представителей Правительства РФ Фирсовой Н.Г., Саковича А.В., Лемешко А.О., представителя ГТК России Храмовой У.Ю., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.

Как разъяснено в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. Правительство РФ 2 марта 2000 г. приняло Постановление N 185 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе".

В данное Постановление вносились изменения: 30 июня 2000 г. N 485 и 14 августа 2000 г. N 597 о ставках вывозной таможенной пошлины. На момент рассмотрения дела в суде утверждены ставки вывозной таможенной пошлины в размере 25 евро за 1000 килограммов на вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе легкие дистилляты (коды ТН ВЭД 2710 00 110 0 - 2710 00 390 0), средние дистилляты (коды ТН ВЭД 2710 00 410 0 - 2710 00 590 0) и газойли (дизельное топливо) (коды ТН ВЭД 2710 00 610 0 - 2710 00 690 0); нефть сырую и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных минералов (код ТН ВЭД 2709 00), в размере 27 евро за 1000 килограммов и топлива жидкие (мазут) (коды ТН ВЭД 2710 00 710 0 - 2710 00 780 0) - в размере 20 евро за 1000 килограммов.

В соответствии со ст. 12 ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", осуществляя внешнеторговую политику государства, Правительство Российской Федерации принимает решение об определении величины ставок таможенного тарифа в пределах, установленных федеральными законами.

Таможенный тариф Российской Федерации представляет свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" определяет ставки ввозных таможенных пошлин и вывозных таможенных пошлин и порядок их установления.

Согласно п. 3 ст. 3 Закона РФ "О таможенном тарифе" ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, а также нетарифные меры внешнеэкономического регулирования устанавливаются Правительством Российской Федерации и являются исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд считает несостоятельными доводы представителей заявителя на нарушение Правительством РФ законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности при принятии оспариваемого нормативного акта.

Из объяснений представителей Правительства РФ Фирсовой Н.Г., Саковича А.В., Лемешко А.О. в суде следует, что принятие Постановления от 2 марта 2000 г. N 185, в соответствии с которым экспортная пошлина на нефть была увеличена с 15 до 20 евро за тонну, а в дальнейшем до 27 евро за тонну, было обусловлено ростом мировых цен на нефть в первом полугодии текущего года по сравнению с ценами 1999 г. У экспортеров и производителей нефти появились дополнительные источники получения прибыли.

Благоприятная конъюнктура цен на нефть сохраняется и во втором полугодии 2000 г. Принятие Постановления никоим образом не ухудшило показатели, заложенные в бюджеты на 2000 г., всех уровней. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет, что бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Закон о бюджете принимается на финансовый год. Так, Законодательным Собранием Пермской области 9 декабря 1999 г. принят Закон "О бюджете Пермской области на 2000 г.". В силу ст. 131 Бюджетного кодекса РФ в течение финансового года органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, представительные органы местного самоуправления не вправе принимать решений, приводящих к увеличению расходов бюджетов либо снижению (выпадению) доходов бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, без внесения изменений и дополнений в соответствующие законы (решения) о бюджетах, компенсирующих увеличение расходов, снижение (выпадение) доходов.

Доходы бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Налог на прибыль (доход) организаций, а также государственная пошлина и таможенные сборы являются самостоятельными федеральными налогами, каждый из которых имеет свой объект налогообложения, налоговую базу и иные элементы налогообложения.

Данный платеж взыскивается с налогоплательщика в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

В судебном заседании не установлено, что в результате принятия Постановления Правительства РФ снижены доходы бюджета Пермской области и органов местного самоуправления. Представители заявителя Петровой О.И. представили суду сведения финансового управления администрации г. Перми о потребностях учреждений и организаций, и суммах кредиторской задолженности муниципальных организаций и учреждений, однако согласно ст. 6 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" гражданин обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

Учитывая, что оспариваемый нормативный акт принят в соответствии с законом в пределах полномочий Правительства РФ и не нарушает права граждан, заявление не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд РФ

решил:

заявление Петровой Ольги Игоревны о признании недействительным Постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 185 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 30 июня 2000 г. N 485 и от 14 августа 2000 г. N 597) - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда