ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 2 февраля 2001 г. N ГКПИ 2000-1511

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    председательствующего - судьи
    Верховного Суда РФ                              Редченко Ю.Д.,
    при секретаре                                   Самолине В.В.,
    с участием прокурора                          Гончаровой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Махмутова Ривката Мазитовича о признании недействительным п. 5, в части слов: "в пределах территории Российской Федерации", "Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий", утв. Постановлением Правительства РФ от 3 мая 1994 г. N 419,

установил:

Махмутов Р.М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемый пункт Положения ограничивает предусмотренное Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" его право на бесплатный проезд только на территории Российской Федерации, тогда как такого ограничения указанный выше Закон не содержит.

Полагает, что в Положении следовало бы указать о праве на льготный проезд этих лиц по всей территории бывшего СССР.

Представитель Правительства РФ Саксонов Г.С. с требованием заявителя не согласился и просил об оставлении его без удовлетворения.

Выслушав объяснения заявителя Махмутова Р.М. и представителя Правительства Саксонова Г.С., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для его удовлетворения.

В соответствии с п. "е" ст. 16 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, имеют право на бесплатный проезд (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом со скидкой 50 процентов стоимости проезда.

Согласно ст. 17 этого же Закона порядок выплаты денежных компенсаций, их перерасчета, предоставления льгот, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости, порядок восстановления других прав реабилитированных лиц устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Как установлено судом, во исполнение приведенного выше Закона Постановлением Правительства РФ от 3 мая 1994 г. N 419 было утверждено "Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий", в абзаце 1 пункта 5 которого указано, что реабилитированным лицам бесплатный проезд один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом, а в регионах, не имеющих железнодорожного сообщения, - водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом с 50-процентной скидкой со стоимости проезда предоставляется в пределах территории Российской Федерации.

По утверждению представителя Правительства РФ Саксонова Г.С., оспариваемое Положение принято Правительством РФ в полном соответствии с требованиями указанного выше Закона и в пределах своей компетенции.

Кроме того, и сам Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" не предусматривает права реабилитированных лиц на бесплатный проезд по территории СНГ, о чем просит заявитель.

Эти утверждения представителя заинтересованного лица материалами дела не опровергнуты.

Не представлено в их опровержение каких-либо убедительных доказательств и самим заявителем.

При таких данных, по мнению суда, каких-либо предусмотренных законом оснований для признания недействительным п. 5 оспариваемого Положения в указанной выше части не имеется.

Довод заявителя о том, что Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", в отличие от оспариваемого пункта Положения, не ограничивает права бесплатного проезда пределами территории Российской Федерации, не может быть принят во внимание, поскольку он не основан на законе.

По общему правилу действие законов Российской Федерации распространяется только на ее территорию и на территорию других суверенных государств, каковыми являются страны СНГ, не может распространяться.

В данном случае названный выше Закон, исходя из его смысла, мог предусмотреть право реабилитированных лиц на бесплатный проезд только на территории Российской Федерации, поскольку такого рода вопросы между государствами могут разрешаться только путем заключения международных договоров или соглашений. На день рассмотрения настоящего дела таких международных актов не имеется.

Не может быть принята во внимание при этом и ссылка заявителя на ст. 2 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", поскольку данная норма Закона, как это следует из ее содержания, распространяет свое действие лишь на граждан, пострадавших от репрессий, но не на государства, где они находятся или могут находиться.

Нельзя согласиться и с утверждением заявителя в той части, что оспариваемый пункт Положения нарушает принцип равенства всех перед законом, так как оно ничем не подтверждено и не вытекает из его содержания. Более того, данный пункт положения фактически полностью соответствует смыслу и содержанию п. "е" ст. 16 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий".

Другие доводы, на которые заявитель ссылался в судебном заседании, также не могут служить основанием к удовлетворению заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Махмутова Ривката Мазитовича о признании недействительным п. 5, в части слов: "в пределах территории Российской Федерации", "Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий", утв. Постановлением Правительства РФ от 3 мая 1994 г. N 419, оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.