ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 августа 2011 г. N ГКПИ11-798

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.

при секретаре А.В.

с участием прокурора Власовой Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ЗАО "Лактис", ОАО "ВНМД", ОАО "Дека", ООО "ВНБК" о признании недействующими абзаца пятого пункта 4, абзацев четвертого и пятого пункта 8 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 декабря 2005 г. N 993 (далее - Положение),

установил:

в соответствии с абзацем пятым пункта 4 Положения обеспечение населения средствами индивидуальной защиты осуществляется организациями в отношении работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.

Согласно абзацам четвертому и пятому пункта 8 Положения накопление средств индивидуальной защиты в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 данного Положения:

для работников радиационно опасных объектов (далее - РОО) и организаций, расположенных на территориях в границах зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения), - противогазы и респираторы из расчета на 100% от их общей численности и другие средства индивидуальной защиты в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций;

для работников организаций (кроме РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения)), - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие средства индивидуальной защиты в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций.

При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.

Закрытое акционерное общество "Лактис" (ЗАО "Лактис"), открытое акционерное общество "Великоновгородский мясной двор" (ОАО "ВНМД"), открытое акционерное общество "Дека" (ОАО "Дека"), общество с ограниченной ответственностью "ВНовБизнесКонсалт" (ООО "ВНБК") обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзаца пятого пункта 4, абзацев четвертого и пятого пункта 8 вышеназванного Положения.

Как указывают заявители, оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют статье 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", возлагают на организации обязанность по обеспечению населения средствами индивидуальной защиты за счет собственных средств, ограничивая право организаций на использование принадлежащего им имущества по своему усмотрению.

В суде представитель ЗАО "Лактис", ООО "ВНБК" М. поддержал заявленные требования и пояснил суду, что полномочия по определению порядка накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации, а не к полномочиям федерального органа исполнительной власти. Возможность передачи этих полномочий федеральному органу исполнительной власти законом не предусмотрена.

Представители Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Л., К., Министерства юстиции Российской Федерации А.Л. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти и не нарушают права организаций.

Выслушав объяснения представителей ЗАО "Лактис", ООО "ВНБК" М., МЧС России Л., К., Минюста России А.Л., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 декабря 2005 г. N 993 утверждено Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 января 2006 г., регистрационный номер 7384, и опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 6, 6 февраля 2006 г.

Положение определяет организацию и порядок накопления, хранения, освежения и использования средств индивидуальной защиты федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от их организационно-правовой формы, для обеспечения ими граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.

Пункт 4 Положения определяет порядок обеспечения населения средствами индивидуальной защиты федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями. При этом абзац пятый данного пункта предусматривает, что обеспечение населения средствами индивидуальной защиты осуществляется организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.

Данные положения оспариваемого нормативного правового акта соответствуют нормам Федерального закона "О гражданской обороне", который предусматривает, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (статья 9).

Доводы заявителей о том, что оспариваемые нормы незаконно возлагают на организации обязанность по обеспечению средствами индивидуальной защиты их работников, являются несостоятельными, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона "О гражданской обороне" обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.

Абзац четвертый пункта 8 Положения предусматривает обеспечение средствами индивидуальной защиты работников, занятых на радиационно опасных объектах, и организаций, которые расположены на территориях в границах зон возможного опасного радиоактивного загрязнения. ЗАО "Лактис", ОАО "ВНМД", ОАО "Дека", ООО "ВНБК" не имеют таких работников, расположены на иной территории, поэтому названные положения не могут нарушать их права.

Абзац пятый пункта 8 Положения определяет, накопление каких средств индивидуальной защиты в запасах (резервах) осуществляется для работников организаций (кроме РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения)). Это противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие средства индивидуальной защиты в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций. При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в статье 14 устанавливает обязанность организации планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.

Одним из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению убежищ и средств индивидуальной защиты, является накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения (пункт 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О гражданской обороне" Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Во исполнение предписаний федерального законодателя Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 утверждено Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно Положению о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств органы и организации создают и содержат запасы, определяют их номенклатуру и объемы, а также осуществляют контроль за их созданием, хранением и использованием, а МЧС России осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за накоплением, хранением и использованием запасов (пункты 4, 6, 8).

Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2004 г. N 868, к полномочиям МЧС России относит организацию обеспечения населения средствами индивидуальной защиты. Таким образом, доводы заявителей о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в нарушение требований статьи 6 Федерального закона "О гражданской обороне", с превышением полномочий федерального органа исполнительной власти, являются несостоятельными.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление ЗАО "Лактис", ОАО "ВНМД", ОАО "Дека", ООО "ВНБК" о признании недействующими абзаца пятого пункта 4, абзацев четвертого и пятого пункта 8 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 декабря 2005 г. N 993, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ