ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 августа 2011 г. N ГКПИ11-750

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Д.Х., Л. о признании частично недействующими Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2005 г. N 649 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942", пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций",

установил:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2005 г. N 649 дополнен раздел 1 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям" пунктом 1.3.1. Согласно пункту 1.3.1 данного Положения в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии прокурорским работникам, уволенным со службы в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", засчитывается на льготных условиях период службы (в том числе время нахождения в командировке) в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах:

а) 1 месяц службы (работы) за 3 месяца:

в органах прокуратуры Российской Федерации, действовавших на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики, но не ранее чем со 2 ноября 1992 г. и не позднее дня отмены чрезвычайного положения на территории этих республик;

в составе объединенной следственно-оперативной группы (следственной бригады) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы контрразведки Российской Федерации по расследованию преступлений, но не ранее дня ее создания - 16 декабря 1992 г. и не позднее дня отмены чрезвычайного положения на территориях Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики;

в Кавказской межрегиональной прокуратуре, но не ранее дня ее создания - 23 июня 1994 г. и не позднее дня отмены чрезвычайного положения на территориях Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики;

б) 1 месяц службы (работы) за 1,5 месяца - в органах прокуратуры Российской Федерации, действующих на территории Чеченской Республики на постоянной или временной основе, но не ранее чем с 14 февраля 2000 г.

Пункт 2 Постановления распространил на прокурорских работников действие пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций".

Нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" от 3 ноября 2005 г., Собрании законодательства Российской Федерации N 45, 7 ноября 2005 г.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" предусмотрено предоставление военнослужащим и сотрудникам дополнительных гарантий и компенсаций только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).

Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации N 15, 11 апреля 1994 г.

Граждане Д., Л. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлениями о признании частично недействующими Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2005 г. N 649 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942", пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций".

Как указывают заявители, оспариваемые положения нормативных правовых актов противоречат Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации", Закону Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", указам Президента Российской Федерации. Нарушение своих прав заявители усматривают в том, что в соответствии с оспариваемыми нормами прокурорским работникам льготное исчисление выслуги лет (трудового стажа) производится только в случае увольнения со службы и не распространяется на случаи исчисления выслуги лет для приобретения права на выплату ежемесячной надбавки к денежному содержанию; в выслугу лет на льготных условиях засчитывается только период службы в условиях чрезвычайного положения, а период службы в условиях вооруженного конфликта в выслугу лет на льготных условиях не включается.

Д., Л. извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству юстиции Российской Федерации (поручение от 15 июня 2011 г. N ВВ-П4-4021).

В суде представители Правительства Российской Федерации Ш., З. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативных правовых актов не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, изданы в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушают права прокурорских работников.

Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявления не подлежат удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Статья 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусматривает, что пенсионное обеспечение прокуроров, следователей, научных, педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей, т.е. в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Определение порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии соответствующим лицам данный Закон относит к компетенции Правительства Российской Федерации, которое во исполнение предписаний федерального законодателя Постановлением от 12 августа 1994 г. N 942 утвердило Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям.

Пунктом 1.3.1 Положения установлен льготный порядок включения в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы прокурорским работникам периодов службы, что соответствует законодательству о пенсионном обеспечении прокуроров, предусматривающему, что льготное исчисление выслуги лет производится только в случае увольнения со службы. Порядок исчисления выслуги лет для определения права на получение ежемесячной надбавки к денежному содержанию прокурорским работникам данный пункт Положения не регулирует и прав заявителей не нарушает. Таким образом, доводы заявителей о том, что пункт 1.3.1 Положения нарушает права прокурорских работников, т.к. противоречит Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации, предусматривающему в абзаце втором пункта 2 статьи 44 право на получение ежемесячной надбавки к денежному довольствию, являются несостоятельными.

Из содержания пункта 1.3.1 Положения следует, что засчитывается на льготных условиях период службы как в условиях чрезвычайного положения, так и при вооруженных конфликтах из расчета 1 месяц службы (работы) за 3 месяца, и ссылки заявителей на то, что периоды службы в условиях вооруженного конфликта в выслугу лет на льготных условиях не включаются, не соответствуют содержанию оспариваемого нормативного правового акта.

Отсутствие в оспариваемых нормах указания на дату отмены чрезвычайного положения на территории Республики Ингушетия, дату отмены решения об отнесении данной местности к зоне вооруженного конфликта не свидетельствуют о незаконности оспариваемого нормативного правового акта, т.к. имеются иные нормативные акты. В связи с осетино-ингушским конфликтом в октябре - декабре 1992 года на территории Северо-Осетинской ССР и Республики Ингушетия со 2 ноября 1992 г. Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 1992 г. N 1327 было введено чрезвычайное положение. Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 1993 г. N 407 режим чрезвычайного положения с 31 марта 1993 г. был отменен и распространен на отдельные территории Республики Северная Осетия - Алания, а также Назрановского района Республики Ингушетия. В дальнейшем режим чрезвычайного положения продлевался на основании соответствующих Указов Президента Российской Федерации и с 15 февраля 1995 г. отменен.

Доводы заявителей о том, что пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2005 г. N 649 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942" придана обратная сила, что создает неопределенность в его применении, не соответствуют содержанию оспариваемого нормативного правового акта, в котором отсутствует указание о придании обратной силы правовой норме. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2005 г. N 649, как указывалось выше, опубликовано в установленном порядке.

Порядок вступления в силу нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации установлен Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти". В соответствии с пунктом 6 Указа акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" относит к компетенции Правительства Российской Федерации определение порядка установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах (статья 7).

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", принято во исполнение предписания названного Закона. Пункт 2 данного Постановления определяет правовой механизм предоставления дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим и сотрудникам, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Дополнительные гарантии и компенсации предоставляются только за время фактического выполнения сотрудниками задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта), и не ограничивает предоставление дополнительных гарантий и компенсаций.

Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" не установлены дополнительные льготы для прокурорских работников, выполняющих свои служебные обязанности в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также порядок их реализации. Как указывалось выше, Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 относит к компетенции Правительства Российской Федерации определение порядка установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, с учетом этого доводы заявителей о противоречии пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 названным правовым актам являются несостоятельными.

Пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2005 г. N 649 распространил на прокурорских работников действие пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280, предусмотрев порядок предоставления прокурорским работникам дополнительных гарантий и компенсаций в виде льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии, что не может рассматриваться как нарушение их прав.

В целях поддержки и поощрения лиц, осуществляющих специфические задачи обороны страны и охраны правопорядка, сопряженные с опасностью для их жизни и здоровья, иными значительными издержками этих видов профессиональной деятельности, государство, учитывая свои финансовые возможности и иные факторы, вправе устанавливать такого рода льготы, равно как и определять порядок их реализации.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявления Д., Л. о признании частично недействующими Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2005 г. N 649 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942", пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ