ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 8 июня 2011 г. N ГКПИ11-492
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре И.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г. о признании частично недействующими абзацев первого и второго пункта 4, абзаца второго подпункта "е" пункта 14 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325,
установил:
пунктом 4 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (по тексту - Положение), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 (в редакции от 19 августа 2009 г. N 950), предусмотрено, что при подаче заявления заявитель предъявляет должностному лицу полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации (далее именуется - должностное лицо), документы, удостоверяющие его личность, гражданство либо отсутствие гражданства, а также документы, подтверждающие место жительства заявителя. Предъявления документов, удостоверяющих гражданство заявителя и подтверждающих его место жительства, не требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность заявителя (абзац первый); не принимается к рассмотрению заявление об изменении гражданства лица, удостоверяющего свою личность и гражданство документом, выданным в связи с его служебной или профессиональной деятельностью, в том числе служебным паспортом, дипломатическим паспортом или паспортом моряка (абзац второй).
Согласно абзацу второму подпункта "е" пункта 14 Положения иностранные граждане и лица без гражданства, указанные в пункте 13 этого Положения, проживающие на территории Российской Федерации, в зависимости от наличия установленных Федеральным законом оснований и условий приобретения гражданства Российской Федерации вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации (приложение N 1) представляют при приобретении гражданства Российской Федерации на основании части четвертой статьи 14 Федерального закона паспорт гражданина СССР образца 1974 года с отметкой о регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 г., либо документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства, со свидетельством о регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 г., либо разрешение на временное проживание в Российской Федерации, либо вид на жительство.
Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими приведенных правовых норм в части, ограничивающей право лиц, не имеющих удостоверяющих личность документов, на обращение с заявлением о вступлении в гражданство Российской Федерации, считая эти нормы в оспариваемой части противоречащими статьям 4 (части 6), 14 (части 4), 28 (части 2) Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". Ссылается на то, что в 1993 г. он прибыл на постоянное место жительства в ... область, где по настоящее время зарегистрирован и состоит на воинском учете, в декабре 2006 г. им были утрачены паспорт гражданина СССР образца 1974 года и военный билет. Оспариваемые нормативные предписания лишили его возможности обратиться с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.
Г. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства неоднократно извещался по указанным в заявлении адресам, об изменении которых он суду не сообщил, его личное участие в судебном заседании судом признано не обязательным, поскольку рассмотрение и разрешение дела о проверке в порядке абстрактного нормоконтроля законности оспариваемого нормативного правового акта не требует установления фактических обстоятельств.
Представитель Президента Российской Федерации Глебов И.Н. в своих возражениях указал на то, что требование о необходимости представления документов, удостоверяющих личность, при обращении с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации основано на нормах федеральных законов, отсутствие у заявителя паспорта гражданина СССР не исключает возможность его приема в российское гражданство с соблюдением определенной для таких случаев процедуры, признание оспариваемых заявителем нормативных положений недействующими привело бы к произвольному запрету проверки документов и законности пребывания на территории Российской Федерации для лиц, претендующих на российское гражданство и не имеющих каких-либо паспортно-визовых документов.
Обсудив приведенные в заявлении доводы, выслушав возражения представителя Президента Российской Федерации Глебова И.Н., проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" установлено, что Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (часть 2 статьи 29); форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации (часть 4 статьи 33).
Президент Российской Федерации, основываясь на данных нормах, Указом от 14 ноября 2002 г. N 1325 утвердил Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, определив в нем перечень документов, необходимых применительно к конкретным основаниям для приобретения гражданства Российской Федерации, приема в гражданство Российской Федерации и восстановления в гражданстве Российской Федерации. Нормативный правовой акт официально опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации за 2002 г. N 46, "Российской газете" 19 ноября 2002 г.
Доводы заявителя о незаконности абзацев первого и второго пункта 4, абзаца второго подпункта "е" пункта 14 Положения в части норм, обязывающих лиц при подаче заявлений по вопросам гражданства представлять документы, удостоверяющие их личность, а для приобретения гражданства Российской Федерации на основании части 4 статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" - паспорт гражданина СССР образца 1974 года с отметкой о регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 г. либо документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства, со свидетельством о регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 г., лишены правовых оснований.
Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" под проживанием понимает проживание лица на законном основании на территории Российской Федерации или за ее пределами (статья 3).
Статья 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" признает законно находящимся в Российской Федерации лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Разрешение на временное проживание и вид на жительство являются документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина или лица без гражданства и подтверждающие их право на временное или постоянное проживание в Российской Федерации.
Пункт 4 Положения в части, обязывающей предъявлять должностному лицу полномочного органа, ведающего делами о гражданстве, документы, удостоверяющие личность заявителя, гражданство либо отсутствие гражданства, а также подтверждающие место его жительства, детализирует приведенные законоположения и не противоречит им.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" закреплено требование о наличии у иностранных граждан и лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, регистрации по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г.
Следовательно, необходимым условием для лиц, имевших гражданство СССР, и претендующих на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, является наличие документов, подтверждающих регистрацию этих лиц по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 г.
В абзаце втором подпункта "е" пункта 14 Положения в развитие указанной нормы федерального закона перечислены документы, содержащие отметку о регистрации по месту жительства, на основании которых может быть установлен факт регистрации лица по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 г., что соответствует требованиям федерального закона.
Согласуется данная норма Положения и с частью 7 статьи 4 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", устанавливающей, что наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
По состоянию на 1 июля 2002 г. в силу статьи 47 Закона СССР от 23 мая 1990 г. N 1518-1 "О гражданстве СССР", статьи 10 Закона РСФСР от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве РСФСР" документами, подтверждающими гражданство СССР или РСФСР, являлись соответственно паспорт гражданина СССР или паспорт гражданина РСФСР, содержащие указание на гражданство лица.
Утрата иностранным гражданином или лицом без гражданства документов, удостоверяющих личность, не исключает возможность его приема в российское гражданство с соблюдением процедуры, предусмотренной пунктом "в" статьи 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Территориальные подразделения Федеральной миграционной службы вправе оформить такому лицу вид на жительство в Российской Федерации после проверки факта, подтверждающего его постоянное проживание на территории Российской Федерации и дату регистрации по месту жительства, с последующим приемом от него заявления о предоставлении российского документа.
Перечень документов, приведенный в оспариваемых нормах, не противоречит федеральному закону, не препятствует лицам, прибывшим в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 г. и не имеющим вида на жительство, представлять при отсутствии паспорта гражданина СССР образца 1974 года иные документы, подтверждающие их проживание на территории Российской Федерации.
С учетом изложенного доводы Г. о незаконности Положения в оспариваемой части лишены правовых оснований, заявленное им требование удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления Г. о признании частично недействующими абзацев первого и второго пункта 4, абзаца второго подпункта "е" пункта 14 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ