ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 февраля 2012 г. N ГКПИ11-2189

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,

при секретаре И.,

с участием прокурора Коробкова Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о признании недействующими пунктов 5 и 10 Порядка расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений для их отражения в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 ноября 2005 г. N 140н,

установил:

пунктами 5 и 10 Порядка расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений для их отражения в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц (далее - Порядок), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 ноября 2005 г. N 140н, предусмотрены математические формулы, определяющие коэффициент прироста инвестиционного портфеля управляющей компании и суммы средств пенсионных накоплений застрахованного лица с учетом результатов их инвестирования.

М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими указанных пунктов Порядка, ссылаясь на то, что методика расчета, закрепленная изложенными в них формулами, допускает отражение отрицательного результата инвестирования средств пенсионных накоплений. Такое регулирование, по его мнению, противоречит подпунктам 3 и 16 пункта 1 статьи 12, пункту 9 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", которые предусматривают получение дохода от инвестирования данных средств. Полагает, что при наличии отрицательных показателей (менее единицы) коэффициента прироста инвестиционного портфеля произойдет уменьшение размера пенсионных накоплений и, соответственно, уменьшение обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами, в связи с чем будет нарушено его право на перечисление пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд, а также получение накопительной части трудовой пенсии в объеме средств, направленных на ее формирование и учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета.

Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменных возражениях на заявление указали, что оспариваемый в части Порядок принят в соответствии с Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" и не регулирует отношения в сфере установления оснований возникновения и порядка реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, прав заявителя не нарушает.

Выслушав объяснения представителя М. - адвоката Духиной Е.С., возражения представителей Минфина России А. и К.Н., Минюста России - К.М., оценив оспариваемые предписания на их соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Минфин России, реализуя положения подпункта 9 пункта 2 статьи 10 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", в соответствии с полномочиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 г. N 190 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений" (пункт 2), утвердило оспариваемый в части Порядок. Данный нормативный правовой акт зарегистрирован Минюстом России 26 декабря 2005 г., регистрационный N 7301, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2006 г., N 2, "Российской газете" от 17 января 2006 г.

Федеральный закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" определяет, что инвестирование средств пенсионных накоплений - это деятельность управляющей компании по управлению средствами пенсионных накоплений (подпункт 2 статьи 3); инвестиционный портфель - активы (денежные средства и ценные бумаги), сформированные за счет средств, переданных Пенсионным фондом Российской Федерации управляющей компании по одному договору доверительного управления, и обособленные от других активов (подпункт 6 статьи 3); доходы от инвестирования - дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам и банковским депозитам, другие виды доходов от операций по инвестированию средств пенсионных накоплений, чистый финансовый результат от реализации активов, финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости инвестиционного портфеля на основе переоценки, осуществляемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (подпункт 8 статьи 3); Пенсионный фонд Российской Федерации обязан отражать результаты инвестирования средств пенсионных накоплений, порядок расчета которых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и средства пенсионных накоплений в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (подпункт 9 пункта 2 статьи 10).

Оспариваемый заявителем Порядок согласно его пунктам 1, 5 и 10 устанавливает правила расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений, переданных Пенсионным фондом Российской Федерации в доверительное управление управляющим компаниям и государственной управляющей компании, а также математические формулы и их составляющие, с использованием которых определяется данный результат.

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что результат инвестирования - это финансовый итог деятельности управляющей компании, требования к значениям, показателям и величине которого законодателем не установлены. Учитывая, что целью инвестирования является прирост средств пенсионных накоплений, методика, закрепленная оспариваемыми заявителем формулами, позволяет произвести оценку деятельности управляющей компании за определенный период и зафиксировать ее результат. Последующее отражение этого результата в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц создает условия для обеспечения эффективного управления указанными средствами, в том числе застрахованными лицами. Отношения, возникающие между Пенсионным фондом Российской Федерации и застрахованными лицами, а также между негосударственными пенсионными фондами и застрахованными лицами, связанные с реализацией прав в сфере обязательного пенсионного обеспечения, оспариваемый в части Порядок не регулирует.

Подпункты 3 и 16 пункта 1 статьи 12, пункт 9 статьи 18 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" определяют объект договора доверительного управления, обязанности управляющей компании, принципы инвестирования, в том числе принцип доходности. При этом правила и методика расчета результатов инвестирования указанными нормами не устанавливаются. Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которые бы предусматривали иные методики оценки деятельности управляющей компании либо содержали понятие отрицательного результата, а также требования его корректировки до определенного значения, не имеется. С учетом изложенного, оспариваемые нормативные предписания действующему законодательству не противоречат.

Доводы заявителя о том, что при отрицательных значениях коэффициента прироста инвестиционного портфеля переводимые Пенсионным фондом Российской Федерации средства пенсионных накоплений поступают в негосударственный пенсионный фонд не в полном объеме, не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемые заявителем математические формулы и их составляющие не регулируют передачу указанных средств. Порядок рассмотрения Пенсионным фондом Российской Федерации заявления застрахованного лица о переходе в негосударственный пенсионный фонд установлен Федеральным законом от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (статья 36.9).

Утверждения заявителя, родившегося в 1967 году, о нарушении конституционного права на социальное обеспечение по возрасту, права на получение накопительной части пенсии в объеме средств, направленных на ее формирование и учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, также лишены правовых оснований. Право на осуществление указанных выплат возникает в связи с достижением пенсионного возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и обеспечивается согласно статье 4 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" на основе принципа эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования.

Таким образом, оспариваемые нормативные предписания, содержащие математические формулы и их составляющие для осуществления расчетов результатов инвестирования средств пенсионных накоплений, действующему законодательству не противоречат, прав и свобод заявителя не нарушают, в связи с этим оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления М. о признании недействующими пунктов 5 и 10 Порядка расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений для их отражения в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 ноября 2005 г. N 140н, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Т.А.ПЕТРОВА