ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 января 2012 г. N ГКПИ11-2062

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,

при секретаре И.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.Е. о признании недействующим абзаца второго пункта 1 приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 3 мая 2011 г. N 92 "Об определении видов технических средств и систем, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS",

установил:

абзац второй пункта 1 приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минкомсвязь России) от 3 мая 2011 г. N 92 "Об определении видов технических средств и систем, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" (далее - Приказ) определяет, что оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежит оборудование радиодоступа для беспроводной передачи данных.

К.Е. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим указанного нормативного положения, ссылаясь на то, что Минкомсвязь России в соответствии с подпунктом "е" пункта 1 и пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 641) вправе было определить средства, обеспечивающие синхронизацию времени, подлежащие оснащению указанной аппаратурой, однако оборудование радиодоступа для беспроводной передачи данных к ним не относится. Считает, что перечень таких средств определен приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 1 февраля 2010 г. N 23 "Об оснащении технических средств и систем аэронавигационного обслуживания, авиационно-космического поиска и спасания аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" (далее - приказ Министерства транспорта Российской Федерации) и поэтому Минкомсвязь России вышло за пределы своей компетенции, произвольно расширив данный перечень. Полагает, что являясь пользователем устройства радиодоступа для беспроводной передачи данных (Wi-Fi роутер D-Link DIR-300) он обязан оснастить его аппаратурой спутниковой навигации, что нарушает его право собственности и конституционное право на свободный доступ к информации.

В письменных возражениях на заявление Минкомсвязь России и Министерство юстиции Российской Федерации указали, что оспариваемый в части нормативный правовой акт законодательству Российской Федерации не противоречит, принят в пределах компетенции Минкомсвязи России, порядок и сроки оснащения, а также обязанность пользователя устройствами радиодоступа для беспроводной передачи данных оснащать их аппаратурой спутниковой навигации не устанавливает, законных прав и свобод заявителя не затрагивает.

К.Е., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав возражения представителей Минкомсвязи России, М.С., П. и Министерства юстиции Российской Федерации Б., оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 641 установлено, что средства, обеспечивающие синхронизацию времени, подлежащие оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, определяются федеральными органами исполнительной власти в установленной сфере деятельности (подпункт "е" пункта 1, пункт 2).

Реализуя предоставленные полномочия, Минкомсвязь России приняла оспариваемый заявителем в части Приказ. Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации, регистрационный номер N 21833, опубликован в "Российской газете" 30 сентября 2011 г.

В соответствии с Положением о Министерстве связи и массовых коммуникациях Российской Федерации (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 418, Минкомсвязь России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий (включая использование информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним), электросвязи (включая использование и конверсию радиочастотного спектра) и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе электронных (включая развитие сети Интернет, систем телевизионного (в том числе цифрового) вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях), печати, издательской и полиграфической деятельности, обработки персональных данных, управления государственным имуществом и оказания государственных услуг в сфере информационных технологий, в том числе в части использования информационных технологий для формирования государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним (пункт 1 Положения).

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 8 января 1992 г. N 23 "О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации" движение железнодорожного, водного и междугородного автомобильного транспорта, открытого для общего пользования, а также работа междугородной телефонной и телеграфной связи на территории Российской Федерации производится по московскому времени (пункт 5).

Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 107-ФЗ "Об исчислении времени" предусматривает, что Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли распространяет информацию о точном значении московского времени и календарной дате, а также эталонные сигналы времени с использованием глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и спутниковых систем связи (в части передачи сигналов времени), радиосвязи (включая специализированные радиостанции), радиовещания и телевидения (включая спутниковое) (статья 6).

Обязанность Минкомсвязи России обеспечить в пределах своей компетенции деятельность Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли закреплена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2011 г. N 225 "Об утверждении Положения о Государственной службе времени, частоты и определения параметров вращения Земли" (пункт 2).

Из содержания приведенных норм следует, что М. России вправе осуществлять нормативное правовое регулирование и определять виды средств, обеспечивающих синхронизацию времени, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, в закрепленных Положением сферах деятельности, в том числе в сфере электросвязи и радиосвязи, в которых используется оборудование радиодоступа для беспроводной передачи данных в целях временной синхронизации технологических процессов, обеспечивающих функционирование сетей связи. Следовательно, определив данный вид оборудования в качестве средства, подлежащего оснащению указанной выше системой спутниковой навигации в целях обеспечения синхронизации времени, Минкомсвязь России не вышло за пределы предусмотренной действующим законодательством компетенции и не допустило расширительного толкования, поскольку каких-либо требований к конкретным техническим изделиям не установило.

Ссылка заявителя на приказ Министерства транспорта Российской Федерации не влияет на законность оспариваемого положения. Данный приказ определяет средства, обеспечивающие синхронизацию времени и подлежащие оснащению указанной выше аппаратурой, в иной сфере деятельности, не относящейся к компетенции Минкомсвязи России.

В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации N 641 федеральным органам исполнительной власти необходимо обеспечить с 2010 г. проведение работ по поэтапному оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS находящихся в эксплуатации (вводимых в эксплуатацию) транспортных, технических средств и систем, указанных в пункте 1 данного постановления.

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" предусматривает, что для сетей электросвязи, составляющих единую сеть электросвязи Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области связи устанавливает требования к эксплуатации, применяемым средствам связи, порядку ввода сетей в эксплуатацию, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательные метрологические требования к измерениям, выполняемым при эксплуатации сети связи общего пользования, и к применяемым средствам измерений в целях обеспечения целостности и устойчивости функционирования сети связи общего пользования (пункт 2 статьи 12); в технологических процессах передачи и приема сообщений электросвязи и почтовой связи, их обработки в пределах территории Российской Федерации операторами электросвязи и операторами почтовой связи применяется единое учетно-отчетное время - московское (пункт 1 статьи 49).

Исходя из анализа данных норм, технические средства обеспечивают синхронизацию времени, являясь элементом единого технологического сетевого процесса. Следовательно, оборудование радиодоступа для беспроводной передачи данных подлежит оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в случаях его использования в сетях электросвязи, составляющих единую сеть электросвязи Российской Федерации. В связи с этим оспариваемое нормативное положение не затрагивает интересы владельцев указанного оборудования, являющихся пользователями услуг связи. С учетом изложенного доводы заявителя о нарушении его права собственности и права на получение информации необоснованны.

Таким образом, оспариваемое нормативное положение действующему законодательству не противоречит, прав и свобод заявителя не затрагивает.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления К.Е. о признании недействующим абзаца второго пункта 1 приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 3 мая 2011 г. N 92 "Об определении видов технических средств и систем, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Т.А.ПЕТРОВА