ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 марта 2011 г. N ГКПИ11-178
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре А.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П. о признании частично недействующими пункта 8 и подпункта "б" пункта 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление),
установил:
пунктом 8 Постановления установлено, что пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 названного Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.
Согласно подпункту "б" пункта 9 Постановления в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 данного Постановления, уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (кроме указанных в подпункте "д" данного пункта) включаются: оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго указанного подпункта), оклад по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.
Гражданин П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующими пункта 8 и подпункта "б" пункта 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 в части невключения надбавок за ученую степень и ученое звание в денежное довольствие при исчислении пенсии сотрудникам органов внутренних дел. Как указывает заявитель, он имеет ученую степень кандидата юридических наук, ученое звание доцента, получает пенсию, как лицо, проходившее службу в органах внутренних дел. Оспариваемые положения нормативного правового акта не включают в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии сотрудникам органов внутренних дел, надбавок за ученую степень и ученое звание, что противоречит как статье 1 Федерального закона "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)", так и статье 30 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и ставит сотрудников органов внутренних дел в неравное правовое положение с пенсионерами, имеющими ученую степень и ученое звание.
П. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации (поручение от 22 февраля 2011 г. N ВВ-П4-1057).
Представители Правительства Российской Федерации М., З. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения Постановления соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти и не нарушают права граждан, проходивших службу в органах внутренних дел, на пенсионное обеспечение.
Выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации М., З., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации (часть третья статьи 18). Во исполнение этого предписания Правительство Российской Федерации 22 сентября 1993 г. издало Постановление N 941 (действует в редакции с последующими изменениями и дополнениями).
Первоначально данный нормативный правовой акт опубликован в Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации N 40, 4 октября 1993 г.
Сотрудники органов внутренних дел имеют специальный правовой статус и обеспечиваются пенсиями в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", предусматривающим установление им пенсии за выслугу лет. Названный Закон в статье 43 устанавливает, денежное довольствие в целях исчисления пенсии за выслугу лет, в состав которого входят: оклад по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Согласно подпункту "б" пункта 9 Постановления в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, включаются: оклад по последней штатной должности, оклад по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов, что соответствует статье 43 указанного Закона, определяющей денежное довольствие для исчисления пенсий.
Пункт 8 Постановления, устанавливая, что пенсии исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 названного Постановления, носит отсылочный характер, предусматривая повышение (индексацию) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии, что также соответствует статье 43 вышеназванного Закона.
Денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, отличается по своему составу от денежного довольствия сотрудников, определенного в статье 1 Федерального закона "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)", поэтому доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта данной статье Федерального закона являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном понимании действующего законодательства.
Несостоятельными являются также ссылки заявителя на Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Статья 30 названного Федерального закона регулирует вопросы оплаты труда работников высшего учебного заведения, тогда как оспариваемые положения нормативного правового акта предметом регулирования имеют денежное довольствие для исчисления пенсии.
Пенсия за выслугу лет является мерой государственной социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, обусловлена их особым правовым статусом, предопределяемым характером службы в органах внутренних дел, поэтому доводы заявителя о том, что оспариваемые нормативные положения ставят сотрудников органов внутренних дел в неравное правовое положение с пенсионерами, имеющими ученую степень и ученое звание, являются необоснованными.
Утверждая, что надбавки за ученую степень и ученое звание должны включаться в денежное довольствие при исчислении пенсии сотрудникам органов внутренних дел, заявитель фактически ставит вопрос о внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", что не входит в полномочия Верховного Суда Российской Федерации.
В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление П. о признании частично недействующими пункта 8 и подпункта "б" пункта 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ