ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 октября 2011 г. N ГКПИ11-1586

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Т. о признании недействующим пункта 56 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н (далее - Порядок),

установил:

согласно пункту 56 Порядка записи в листке нетрудоспособности выполняются на русском языке печатными заглавными буквами чернилами черного цвета либо с применением печатающих устройств. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки. Не допускается использование шариковой ручки. Записи в листке нетрудоспособности не должны заходить за пределы границ ячеек, предусмотренных для внесения соответствующих записей, а также не должны соприкасаться с границами ячеек.

Все записи в специально отведенных ячейках проставляются, начиная с первой ячейки.

Печати медицинской организации, учреждения медико-социальной экспертизы могут выступать за пределы специально отведенного места, но не должны попадать на ячейки информационного поля бланка листка нетрудоспособности.

Оттиск печати медицинской организации должен соответствовать названию, указанному в уставе медицинской организации. При оформлении листков нетрудоспособности в некоторых медицинских организациях (психиатрических, наркологических организациях, центрах по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями и др.) могут быть использованы специальные печати или штампы без указания профиля организации.

При наличии ошибок в заполнении листка нетрудоспособности он считается испорченным и взамен него выдается новый листок нетрудоспособности.

Гражданин Т. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 56 Порядка выдачи листков нетрудоспособности. Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статьям 5 и 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьям 2, 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нарушают его права на охрану здоровья и получение медицинской помощи, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

В суде Т. поддержал заявленные требования, пояснив, что Порядок заполнения листков нетрудоспособности фактически парализовал работу медицинских учреждений, поскольку сотрудники медучреждений вынуждены тратить время не на осмотр больных и их лечение, а на заполнение листков нетрудоспособности.

Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации М., Б.Д., С., Министерства юстиции Российской Федерации Б.Ю. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают права граждан на медико-социальную помощь.

Выслушав объяснения Т., представителей Минздравсоцразвития России М., Б.Д., С., Минюста России Б.Ю., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" предусматривает, что для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (часть 5 статьи 13).

Согласно Положению о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321, Минздравсоцразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Минздравсоцразвития России в соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" Приказом от 29 июня 2011 г. N 624н утвердило Порядок выдачи листков нетрудоспособности. Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 июля 2011 г., регистрационный номер 21286, опубликован в "Российской газете" от 11 июля 2011 г.

Одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" называет возможность получения таких услуг в электронной форме (статья 4).

Пунктом 56 Порядка установлены требования к заполнению листка нетрудоспособности, позволяющие производить автоматическую обработку сведений, содержащихся в нем. Так, согласно абзацу первому данного пункта записи в листке нетрудоспособности выполняются с применением печатающих устройств либо вручную чернилами черного цвета с использованием гелевой, капиллярной или перьевой ручки. Установленный порядок предусматривает возможность компьютерного заполнения и автоматической обработки машиносчитываемого документа. Возможность автоматической обработки сведений, содержащихся в листке нетрудоспособности, позволит сразу после сканирования документа направлять сведения из него по электронным каналам связи в территориальные органы Фонда социального страхования.

Одна из степеней защиты листка нетрудоспособности - волокна синего цвета, в связи с чем записи должны производиться чернилами черного цвета и допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки. Использование чернил другого цвета не предусмотрено, поскольку при сканировании синие или фиолетовые чернила будут сливаться с волокнами, что затруднит распознавание документа.

Пункт 56 Порядка не устанавливает стандарта шрифта, которым должна быть выполнена запись. Что касается доводов заявителя о допустимости заполнения листка нетрудоспособности разборчивым почерком, то они являются несостоятельными. Согласно абзацу первому пункта 56 Порядка записи в листке нетрудоспособности выполняются вручную печатными заглавными буквами либо с применением печатающих устройств. Несоблюдение данного требования заполнения листка нетрудоспособности словами со слитными буквами прописью в рамках одной строки затруднит распознавание документа и сведений, содержащихся в нем, при автоматической обработке.

Записи в листке нетрудоспособности не должны заходить за пределы границ ячеек, предусмотренных для внесения соответствующих записей, а также не должны соприкасаться с границами ячеек. Соприкосновение записей с границами ячеек бланка листка нетрудоспособности, предусмотренных для внесения соответствующих записей, вынесение записей за пределы границ ячеек, внесение каких-либо исправлений медицинским работником также приведет к невозможности распознавания информации, внесенной в листок нетрудоспособности.

Для упрощения процесса заполнения листков нетрудоспособности Фондом социального страхования Российской Федерации разработано программное приложение для медицинских организаций, позволяющее впечатывать данные в листок нетрудоспособности.

Согласно Федеральному закону от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" все граждане Российской Федерации должны быть зарегистрированы в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации и иметь страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. Страховое свидетельство содержит в том числе и страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).

Строка "СНИЛС" бланка листка нетрудоспособности заполняется работодателем и никоим образом не влияет на качество предоставляемых гражданам медицинских услуг.

Территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации СНИЛС используется исключительно в целях идентификации застрахованного лица и в рамках предоставления государственной услуги, что соответствует пункту 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".

ИНН нетрудоспособного работника в бланке листка нетрудоспособности указывается при его наличии. Это указано в самом бланке листка нетрудоспособности.

Абзац третий пункта 56 Порядка не устанавливает каких-либо требований к печатям организации. Медицинская организация самостоятельно разрабатывает печать, в том числе содержащую оттиск: "для больничных листков" или "для листков нетрудоспособности".

Внесение в бланк листка нетрудоспособности ОГРН медицинской организации необходимо для идентификации лечебно-профилактического учреждения, выдавшего листок нетрудоспособности, а также в случае, когда его наименование не помещается в предусмотренные для этого ячейки, и не обязывает страхователя проводить проверку существования медицинской организации.

Стоимость единицы бланка листка нетрудоспособности составила 2 руб. 54 коп., а не 1000 руб., как указывает заявитель.

Понятие "листок нетрудоспособности" соответствует действующему Федеральному закону "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", который для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам устанавливает представление такого документа, как листок нетрудоспособности.

Законодательство о гражданском судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах допускает применять при рассмотрении дел обычаи делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами. Положения статьи 5 Гражданского кодекса Российской Федерации об обычаях делового оборота к правовому регулированию отношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не применяются.

Доводы заявителя о том, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушен порядок введения в действие нового бланка листка нетрудоспособности, являются несостоятельными. Форма бланка листка нетрудоспособности утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 347н. Названный нормативный правовой акт после его государственной регистрации и опубликования в установленном порядке вступил в силу с 1 июля 2011 г. Оспариваемый нормативный правовой акт не изменяет порядка введения в действие формы бланка листка нетрудоспособности.

Оспариваемые положения Порядка по заполнению листка нетрудоспособности адресованы медицинским работникам, каких-либо прав и охраняемых законом интересов граждан не затрагивают, поэтому являются необоснованными доводы заявителя о нарушении пунктом 56 Положения его права на получение квалифицированной медицинской и врачебной помощи.

Доводы заявителя об обязании Минздравсоцразвития России привести ранее изданные нормативные правовые акты в соответствие с вновь изданным Приказом, дополнение бланка листка нетрудоспособности "новым полем", признании допустимыми исправления не более двух со стороны лечебного учреждения и другие не могут служить основанием для признания недействующими оспариваемых положений Порядка. Исходя из конституционного принципа разделения властей, закрепленного в статье 10 Конституции Российской Федерации, суд не вправе в порядке гражданского судопроизводства обязать органы государственной власти осуществить нормативно-правовое регулирование.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Т. о признании недействующим пункта 56 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ