ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 9 декабря 2011 г. N ГКПИ11-1553
Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи:
Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш. о признании частично недействующими пунктов 76, 80 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205, пунктов 13, 14, 15 Положения о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий, утвержденного Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 28 ноября 2008 г. N 652,
установил:
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила). Приказ согласован с заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 ноября 2005 г. N 7161 и официально опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 21 ноября 2005 г., N 47. В настоящее время действует в редакции от 12 февраля 2009 г. с изменениями от 15 апреля 2009 г.
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 28 ноября 2008 г. N 652 утверждено Положение о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий (далее - Положение). Приказ опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 26 января 2009 г., N 4, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 января 2009 г. N 13060.
В соответствии с пунктом 76 Правил лица, прибывшие на свидание с осужденными, после разъяснения им администрацией исправительного учреждения порядка проведения свидания, сдают запрещенные вещи на хранение до окончания свидания младшему инспектору по проведению свиданий под расписку.
Пунктом 80 Правил установлено, что пронос каких-либо продуктов или вещей лицами, прибывшими на свидание с осужденными, в комнаты краткосрочных свиданий не допускается. На длительные свидания разрешается проносить продукты питания (за исключением винно-водочных изделий и пива).
Положением установлено, что кино-, фото- и видеосъемка подозреваемых и обвиняемых, их интервьюирование осуществляются с разрешения должностного лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, а также с согласия в письменной форме самих подозреваемых и обвиняемых (пункт 13). Кино-, фото- и видеосъемка осужденных к лишению свободы, их интервьюирование осуществляются с согласия в письменной форме самих осужденных (пункт 14). Кино-, фото- и видеосъемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных к лишению свободы, осуществляются с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказания (пункт 15).
Ш. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 76, 80 Правил в части, допускающей распространение этих положений на пронос и использование членами региональных общественных наблюдательных комиссий технических средств документирования при посещении мест принудительного содержания, пунктов 13, 14, 15 Положения как несоответствующих положениям Федерального закона от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (далее - Федеральный закон от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ) в части достижения задач общественных наблюдательных комиссий, установленных пунктом 3 статьи 6 названного Федерального закона, а именно получения сведений и документов, необходимых для проведения общественного контроля и подготовки заключений, предложений или обращений общественной наблюдательной комиссии.
В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемые положения ограничивают права членов общественных наблюдательных комиссий, препятствуют исполнению ими своих обязанностей. На основании оспариваемых норм он как член Нижегородской общественной наблюдательной комиссии был привлечен к административной ответственности за пронос в помещение ФБУ телефона.
В судебном заседании Ш. поддержал заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям.
Представители Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний М., Е. возражали против доводов заявителя и пояснили, что оспариваемые положения не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и прав заявителя не нарушают.
Представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации Б. также считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, т.к. оспариваемые нормы прав заявителя не нарушают.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, показания свидетелей П., Б., М., изучив материалы дела, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Положение о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий утверждено Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 28 ноября 2008 г. N 652 в соответствии с требованиями статьи 26 Федерального закона от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Согласно части 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
В соответствии с предоставленными полномочиями Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, регламентирующие и конкретизирующие соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений, в т.ч. порядок предоставления осужденным свиданий (глава XIV). Правила, как указано в пункте 2, обязательны для персонала исправительных учреждений, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих эти учреждения.
Оспариваемые заявителем положения Правил устанавливают порядок предоставления осужденным свиданий, обязывают лиц, прибывших на свидание с осужденными, сдавать запрещенные вещи на хранение (пункт 76), запрещают пронос каких-либо продуктов или вещей лицами, прибывшими на свидание с осужденными в комнаты краткосрочных свиданий (пункт 80).
Приложением N 1 к Правилам установлен Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, в т.ч. фотоаппараты, фотоматериалы, химикаты, кинокамеры, видео-, аудиотехнику (кроме телевизионных приемников, радиоприемников), средства связи и комплектующие к ним, обеспечивающие их работу (пункт 18). Запрещенными в соответствии с Правилами (пункт 5) являются вещи, включенные в этот Перечень.
Пунктами 1, 2 частью 1 статьи 16 Федерального закона от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ установлено право членов общественной наблюдательной комиссии без специального разрешения, в установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся места принудительного содержания, порядке посещать места принудительного содержания при соблюдении установленных в них правил внутреннего распорядка и беседовать с лицами, осужденными к лишению свободы в местах принудительного содержания, в условиях и порядке, которые установлены уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации. Частью 2 названной статьи закреплена обязанность членов общественной наблюдательной комиссии соблюдать положения нормативных правовых актов, регулирующих работу мест принудительного содержания, а также подчиняться законным требованиям администраций мест принудительного содержания.
Аналогичные положения предусмотрены статьями 23, 24 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, ни Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ, ни Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации не относят посещение членами наблюдательных комиссий исправительных учреждений и беседы с осужденными к свиданиям с осужденными.
Частями 4, 5 статьи 24 УИК РФ установлено, что при посещении учреждений и органов, исполняющих наказания, кино-, фото- и видеосъемка осужденных, их интервьюирование осуществляются с согласия в письменной форме самих осужденных; кино-, фото- и видеосъемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляется с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказания.
Таким образом, пункты 76, 80 Правил не противоречат федеральному законодательству, поскольку не предполагают, что установленные ими ограничения распространяются на членов наблюдательных комиссий.
Пункты 14, 15 Положения тождественны по своему содержанию приведенным в статье 24 УИК РФ нормам.
Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ право проносить на территорию места содержания под стражей копировально-множительную технику и фотоаппаратуру только для снятия копий с материалов уголовного дела, компьютеры и пользоваться такими копировально-множительной техникой и фотоаппаратурой, компьютерами только в отсутствие подозреваемого, обвиняемого в отдельном помещении, определенном администрацией места содержания под стражей, предоставлено только защитнику (статья 18). Такого права членам наблюдательных комиссий законом не предоставлено.
Пункт 13 Положения не ограничивает права членов наблюдательных комиссий, установленные Федеральными законами от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ и от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ, поскольку данной нормой им предоставлено право осуществлять кино-, фото- и видеосъемку подозреваемых и обвиняемых с разрешения должностного лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, а также с согласия в письменной форме самих подозреваемых и обвиняемых.
По своему содержанию пункт 13 Положения не противоречит какому-либо нормативному правовому акту более высокого уровня, в котором по-иному были бы урегулированы аналогичные вопросы.
Нарушение или неправильное применение оспариваемых норм, на что указывал заявитель, не является основанием для признания нормативного правового акта недействующим.
Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов заявителя, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявления надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления Ш. о признании частично недействующими пунктов 76, 80 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205, пунктов 13, 14, 15 Положения о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий, утвержденного Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 28 ноября 2008 г. N 652, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА