ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 августа 2011 г. N ГКПИ11-1219

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Ивашовой О.В.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Каплиева А.С. о признании частично недействующим пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 г. N 436 "О стипендиях аспирантам и докторантам государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций",

установил:

пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 г. N 436 "О стипендиях аспирантам и докторантам государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций" (далее - Постановление) установлены с 1 января 2006 г. стипендии для аспирантов и докторантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций в размере 1500 рублей для аспирантов и 3000 рублей для докторантов. Постановление опубликовано в "Российской газете" 20 июля 2005 г. N 156, Собрании законодательства Российской Федерации 25 июля 2005 г. N 30 (часть II), статья 3170.

Каплиев А.С., аспирант очного обучения, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 1 Постановления по тем основаниям, что установленные стипендии для аспирантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций в размере 1500 рублей не соответствуют прожиточному минимуму, установленному пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июня 2011 г. N 465 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2011 г.", который составляют за I квартал 2011 г. на душу населения 6473 рубля, для трудоспособного населения - 6986 рублей, пенсионеров - 5122 рубля, детей - 6265 рублей, а также меньше прожиточного минимума, установленного в г. Москве в размере 8325 рублей. Установленные Постановлением стипендии, по его мнению, нарушают права аспирантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций на достоинство и свободное развитие.

В судебном заседании представитель заявителя Хадеев Р.В. уточнил заявленные требования, просил признать недействующим пункт 1 Постановления в части установления размера стипендии аспирантам.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству образования и науки Российской Федерации (поручение от 5 августа 2011 г. N КА-П8-5553). Представитель заинтересованного лица Федорова О.В. возражала против удовлетворения заявления, указывая на то, что Постановление издано Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий, оспариваемое положение нормативного акта соответствует требованиям закона, прав и законных интересов заявителя не нарушает.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Установление социальной поддержки различным категориям обучающихся, а также видов и норм материального обеспечения Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти (пункт 16 статьи 28).

Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 2, пункту 6 статьи 19 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" стипендии являются одной из мер государственной социальной поддержки аспирантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций; лица, обучающиеся в аспирантуре по очной форме обучения за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, обеспечиваются государственными стипендиями.

При этом размер стипендии аспирантам или порядок их установления названными федеральными законами не установлен.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2001 г. N 487 утверждено Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, согласно которому государственные стипендии назначаются аспирантам и докторантам, обучающимся в образовательных учреждениях и научных организациях, за счет средств федерального бюджета (пункт 4); размеры стипендий для аспирантов и докторантов устанавливаются нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (пункт 13).

Таким образом, устанавливая размер стипендий для аспирантов и докторантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций, Правительство Российской Федерации действовало в пределах своих полномочий.

Довод заявителя о том, что установленный оспариваемой нормой размер стипендии в размере 1500 рублей не соответствует действующему федеральному законодательству, является необоснованным.

Статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ (редакции от 17 декабря 2009 г.) "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, указанных в статье 4 этого Федерального закона, производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 года, а с 1 января 2001 года - исходя из базовой суммы 100 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ) прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для обоснования устанавливаемого на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ).

Из приведенных нормативных положений не следует, что размер стипендии аспиранта должен быть установлен не ниже прожиточного минимума.

По смыслу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ прожиточный минимум является базовой величиной при оценке уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ, установлении минимального размера оплаты труда, стипендий, пособий и других социальных выплат, для формирования федерального бюджета.

Повышение размера стипендий производится Правительством Российской Федерации исходя из постепенного увеличения соотношения между размерами стипендий и величиной прожиточного минимума в целом по Российской Федерации с учетом средств, предусматриваемых на эти цели федеральным бюджетом, что соответствует пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ.

Так, с 1 января 1998 г. установлена стипендия для аспирантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций в 5-кратном размере предусмотренной законом минимальной оплаты труда для аспирантов (Постановление от 7 мая 1997 г.); с 1 января 2001 г. в размере 500 рублей (Постановление от 21 декабря 2000 г. N 999); с 1 сентября 2003 г. в размере 1000 рублей (Постановление от 12 августа 2003 г. N 489); с 1 января 2006 г. в размере 1500 рублей (Постановление от 16 июля 2005 г. N 436); с 1 сентября 2011 г. в размере 2500 рублей (Постановление от 8 декабря 2010 г.).

Стипендия аспиранта является одной из мер государственной социальной поддержки и не может рассматриваться как основной источник дохода трудоспособного человека. Следовательно, назначение стипендии в размере 1500 рублей для аспирантов, установленное пунктом 1 Постановления, соответствует федеральному законодательству и не нарушает прав граждан на получение послевузовского профессионального образования.

Доводы заявителя о нарушении оспариваемой нормой части 1 статьи 7, статьи 21 Конституции Российской Федерации в силу части 3 статьи 251 ГПК РФ не могут быть предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации, поскольку проверка конституционности нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (пункт "а" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации).

Оспариваемое нормативное положение не нарушает прав и законных интересов заявителя, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Каплиева А.С. о признании частично недействующим пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 г. N 436 "О стипендиях аспирантам и докторантам государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций" отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА