ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 августа 2010 г. N ГКПИ10-827

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда

Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Т.,

с участием прокурора Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л. о признании частично недействующим пункта 1 Разъяснения о порядке применения учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы пункта 25 части первой статьи 14 и пункта 11 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденного

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 августа 2010 г. N ГКПИ10-827

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда

Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Т.,

с участием прокурора Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л. о признании частично недействующим пункта 1 Разъяснения о порядке применения учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы пункта 25 части первой статьи 14 и пункта 11 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденного

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 августа 2010 г. N ГКПИ10-827

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда

Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Т.,

с участием прокурора Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л. о признании частично недействующим пункта 1 Разъяснения о порядке применения учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы пункта 25 части первой статьи 14 и пункта 11 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденного

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 августа 2010 г. N ГКПИ10-827

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда

Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Т.,

с участием прокурора Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л. о признании частично недействующим пункта 1 Разъяснения о порядке применения учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы пункта 25 части первой статьи 14 и пункта 11 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 октября 2001 г. N 79,

установил:

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 октября 2001 г. N 79 утверждено Разъяснение о порядке применения учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы пункта 25 части первой статьи 14 и пункта 11 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Разъяснение). Постановление официально опубликовано в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 52, 24 декабря 2001 г., "Российской газете", N 250, 25 декабря 2001 г.

Абзацем вторым пункта 1 Разъяснения установлено, что при установлении инвалидности, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС, лицам, впервые освидетельствованным в учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы, после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", имеющим право на льготы и компенсации, предусмотренные статьей 14 Закона, степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах не определяется.

Л., являющийся участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и инвалидом II группы по общему заболеванию, связанному с аварией на Чернобыльской АЭС, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 1 Разъяснений, ссылаясь на то, что оспариваемая норма ограничивает возможность установления степени утраты профессиональной трудоспособности лицам, впервые освидетельствованным в учреждениях медико-социальной экспертизы и признанным инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ и противоречит действующему законодательству. Фактически заявитель оспаривает абзац второй пункта 1 Разъяснения.

В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемое положение противоречит пункту 5 части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), предусматривающему обязанность органов медико-социальной экспертизы определять степень утраты профессиональной трудоспособности данной категории лиц, без каких-либо оговорок об ограничении этой обязанности какими-либо обстоятельствами или случаями; части девятой статьи 24 Федерального закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - базовый Закон), устанавливающей, что заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий о связи заболевания с Чернобыльской катастрофой являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности.

В судебное заседание Л. и его представитель Н. не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом. От Н. поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Ш. и Министерства юстиции Российской Федерации А., возражая против доводов заявителя, пояснили, что Разъяснение утверждено в соответствии с полномочиями, предоставленными Министерству труда и социального развития Российской Федерации пунктом 9 Положения о министерстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1997 г. N 480, оспариваемая норма не противоречит базовому Закону, а также другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не ущемляет прав заявителя на возмещение вреда.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона (в ред. от 7 августа 2000 г.) было предусмотрено право граждан-инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы на возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ в статью 14 базового Закона внесены изменения. Пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ (пункт 15 части первой статьи 14 базового Закона в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) установлено, что возмещение вреда гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, производится в твердых суммах в зависимости от группы инвалидности (инвалидам I группы - 5000 рублей, инвалидам II группы - 2500 рублей, инвалидам III группы - 1000 рублей), а не исходя из заработка.

Из пункта 25 части первой статьи 14 базового Закона в его нормативном единстве с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ следует, что право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или в размере, который исчисляется из заработка, не предоставляется инвалидам-чернобыльцам, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г.

Таким образом, инвалиды-чернобыльцы, впервые обратившиеся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г., имеют право в соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона на возмещение вреда в твердых суммах, исходя только из группы инвалидности, а не как это было ранее - в зависимости от заработка и степени утраты трудоспособности. Следовательно, для возмещения вреда этой категории граждан устанавливать степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах нет необходимости.

Из изложенного следует, что нормативное положение абзаца второго пункта 1 Разъяснения, согласно которому при установлении инвалидности лицам, впервые освидетельствованным в учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы, после вступления в силу Федерального закона 2 февраля 2001 г. N 5-ФЗ степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах не определяется, соответствует приведенным выше положениям базового Закона.

Довод заявителя о том, что оспариваемое положение препятствует реализации его права на возмещение вреда здоровью по нормам гражданского законодательства, не может быть признан обоснованным, поскольку Разъяснение дано применительно к возмещению вреда в соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона, и только в отношении инвалидов-чернобыльцев, впервые обратившихся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г.

Не противоречит пункт 1 Разъяснения и статье 24 базового Закона, на что ссылается заявитель, т.к. данная норма устанавливает организацию медицинского обслуживания и радиационной защиты лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и распространяется на всех граждан, указанных в статье 13 данного Закона, и не регулирует вопросы возмещения вреда.

Доводы, приведенные заявителем в обоснование своей позиции о противоречии пункта 1 Разъяснений статье 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, устанавливающей компетенцию федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, правового значения не имеют, поскольку данная норма не регулирует отношения, связанные с возмещением вреда инвалидам чернобыльской катастрофы.

Оспариваемое Постановление издано Министерством труда и социального развития Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, в соответствии с полномочиями, предоставленными ему пунктом 9 Положения о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1997 г. N 480, которым министерство уполномочено давать разъяснения по применению нормативных правовых актов в области труда, занятости и социальной защиты населения.

Поскольку оспариваемое нормативное положение не нарушает право заявителя на возмещение вреда, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Л. о признании частично недействующим пункта 1 Разъяснения о порядке применения учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы пункта 25 части первой статьи 14 и пункта 11 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 октября 2001 г. N 79, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА