ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 августа 2010 г. N ГКПИ10-620

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.,

с участием прокурора Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ч. В.В. о признании частично недействующим подпункта "в" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" (далее - Постановление),

установил:

в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, указанным в пункте 1 данного Постановления, засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции.

Гражданин Ч. В.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункта "в" пункта 4 Постановления в части, предусматривающей непосредственное участие в контртеррористических операциях, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Федеральному закону "О ветеранах" и препятствуют получению им удостоверения ветерана боевых действий.

В суде Ч. В.В. поддержал заявленные требования и пояснил, что, будучи сотрудником органов внутренних дел, выполнял служебно-боевые задачи на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 г., но ему было отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, поскольку он не принимал непосредственного участия в боевых действиях.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации МВД России, ФСБ России, Минобороны России, Минюсту России (поручение от 26 июля 2010 г. N СС-П4-5048).

Представители заинтересованного лица М., О., Ч., К. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения Постановления соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и не нарушают права ветеранов боевых действий.

Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает, что Правительство Российской Федерации в социальной сфере обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности.

В целях упорядочения мер социальной защиты военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, участвующих в контртеррористических операциях и обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, Правительство Российской Федерации 9 февраля 2004 г. издало Постановление N 65 (действует в редакции Постановления от 30 июня 2010 г. N 481).

Нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" N 28, 13 февраля 2004 г., Собрании законодательства Российской Федерации N 7, 16 февраля 2004 г.

Подпункт "в" пункта 4 оспариваемого нормативного правового акта устанавливает льготы при зачете периодов службы в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии, предоставляемые лицам, указанным в пункте 1 названного Постановления, в зависимости от различных обстоятельств (непрерывного нахождения на излечении, непосредственного участия в контртеррористических операциях) и не определяет основания для признания ветераном боевых действий и выдачи удостоверения ветерана боевых действий.

Определение критериев для отнесения граждан к ветеранам боевых действий является прерогативой законодателя. В статье 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" определен круг лиц, относящихся к ветеранам боевых действий. В их число включены в том числе лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт первый пункта 1).

В соответствии с разделом III приложения к Федеральному закону "О ветеранах" действие статей 3 и 4 данного закона распространяется на лиц, принимавших участие в боевых действиях при выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 г.

Данный Федеральный закон, устанавливая правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в статье 28 предусматривает, что реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьями 3 и 28 Федерального закона Правительство Российской Федерации 19 декабря 2003 г. издало Постановление "Об удостоверении ветерана боевых действий".

Таким образом, оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают права ветеранов боевых действий.

Ссылки заявителя на судебные постановления не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку проверка вступивших в законную силу судебных постановлений осуществляется в порядке, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Ч. В.В. о признании частично недействующим подпункта "в" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ