ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 марта 2010 г. N ГКПИ10-6

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Федотовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговые ряды" о признании недействующими абзаца второго пункта 5, пункта 7 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2000 г. N 660,

установил:

Правительство Российской Федерации Постановлением от 6 сентября 2000 г. N 660 утвердило Правила присвоения кадастровых номеров земельным участкам (далее - Правила).

Согласно этим Правилам кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (абзац первый пункта 5); несколько обособленных земельных участков, представляющих собой единое землепользование, по заявлению правообладателя могут быть учтены в качестве одного объекта недвижимого имущества с присвоением им одного кадастрового номера (абзац второй пункта 5); отдельным сформированным частям земельных участков (входящим в территориальные зоны, имеющим ограничения (обременения), занятым иными объектами недвижимого имущества и т.п.) в процессе государственного кадастрового учета присваиваются учетные кадастровые номера. Учетным кадастровым номером части земельного участка является порядковый номер записи, содержащей сведения о данной части земельного участка, в соответствующем подразделе государственного реестра земель кадастрового района (пункт 7).

ООО "Торговые ряды" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзаца второго пункта 5 и пункта 7 Правил, ссылаясь на то, что являются собственниками объектов недвижимости, для эксплуатации которых по договорам аренды предоставлены земельные участки, числящиеся под учетными номерами частей земельных участков, имеющих кадастровые номера, оспариваемые нормы позволяют органу кадастрового учета регистрировать земельные участки под учетными номерами, из-за отсутствия отдельных кадастровых номеров на арендуемые земельные участки не могут быть выданы кадастровые паспорта этих земельных участков, вследствие чего нарушаются их права на совершение всех предусмотренных законом действий с арендуемыми земельными участками. Считает указанные нормы Правил противоречащими части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Министерство экономического развития Российской Федерации, представляющее интересы Правительства Российской Федерации по поручению от 28 января 2010 г., в письменных возражениях указало на то, что часть земельного участка не является самостоятельным земельным участком, сформированным в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве объекта недвижимости, и не может иметь кадастрового номера, присвоение учетного номера части земельного участка не противоречит действующему законодательству.

Выслушав объяснения представителя заявителя С.А.В., поддержавшей вышеприведенные доводы, возражения представителей Правительства Российской Федерации С. и К., проверив оспариваемые нормативные положения на их соответствие Федеральному закону, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Правила, отдельные положения которых оспариваются заявителем, приняты Правительством Российской Федерации во исполнение полномочий, предоставленных ему пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшего на дату их утверждения. Опубликованы в "Собрании законодательства Российской Федерации" за 2000 г., N 37 и в "Российской газете" от 19 июня 2000 г.

Абзац второй пункта 5 Правил устанавливает не обязанность, а возможность учета в качестве одного объекта недвижимого имущества нескольких обособленных земельных участков, представляющих собой единое землепользование, и только по заявлению правообладателя. Данная правовая норма, реализация которой зависит исключительно от волеизъявления правообладателя, не противоречит действующему законодательству, каких-либо прав и законных интересов владельцев земельных участков или их частей, в том числе заявителя, не нарушает.

Пункт 7 Правил, предусматривающий присвоение учетных кадастровых номеров отдельным сформированным частям земельных участков (входящим в территориальные зоны, имеющим ограничения (обременения), занятым иными объектами недвижимого имущества и т.п.), соответствует требованиям действующего в настоящее время Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Согласно части 3 статьи 1 данного Федерального закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Определив предметом кадастрового учета объекты недвижимости, обладающие уникальными характеристиками, указанный Федеральный закон установил, что каждый такой объект недвижимости имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер), который присваивается органом кадастрового учета (часть 1 статьи 5); предусмотрел внесение в государственный кадастр недвижимости не только сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости, но и дополнительных сведений, в том числе сведений о части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь объект недвижимости (пункт 10 части 2 статьи 7); регламентировал порядок внесения сведений при учете части объекта недвижимости, в соответствии с которым данные сведения носят временный характер до дня государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения) вещного права, а в случае неосуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения) вещного права по истечении одного года со дня завершения учета этой части объекта - аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости (часть 11 статьи 25).

Таким образом, Федеральный закон, регулирующий отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, предусмотрел учет частей объектов недвижимости и внесение сведений о частях таких объектов в государственный кадастр недвижимости. Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия, в пункте 7 Правил определило лишь порядок присвоения учетных кадастровых номеров частям земельных участков, что не противоречит Федеральному закону.

Утверждение заявителя о противоречии оспариваемых нормативных положений части 10 статьи 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" лишено правовых оснований. Данная норма не подтверждает, а опровергает доводы заявителя о недопустимости учета частей земельных участков, устанавливая, что особенности осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Правила приняты в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, с соблюдением установленного порядка, оспариваемые положения этих Правил не противоречат Федеральному закону, права и свободы заявителя не нарушают, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Торговые ряды" о признании недействующими абзаца второго пункта 5, пункта 7 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2000 г. N 660, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ