ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 мая 2010 г. N ГКПИ10-427

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Т.,

с участием прокурора Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р. о признании частично недействующим подпункта "б" пункта 11 Правил финансового обеспечения расходов по представлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 мая 2010 г. N ГКПИ10-427

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Т.,

с участием прокурора Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р. о признании частично недействующим подпункта "б" пункта 11 Правил финансового обеспечения расходов по представлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 мая 2010 г. N ГКПИ10-427

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Т.,

с участием прокурора Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р. о признании частично недействующим подпункта "б" пункта 11 Правил финансового обеспечения расходов по представлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 мая 2010 г. N ГКПИ10-427

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Т.,

с участием прокурора Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р. о признании частично недействующим подпункта "б" пункта 11 Правил финансового обеспечения расходов по представлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864,

установил:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по представлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - Правила). Постановление опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации, 3 января 2005 г., N 1 (часть II), ст. 109, "Российской газете", N 1, 12 января 2005 г.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 11 Правил средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения в санаторно-курортные учреждения Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации) следующими видами междугородного транспорта: железнодорожный транспорт (поезда и вагоны всех категорий, за исключением фирменных поездов и вагонов повышенной комфортности); водный транспорт третьей категории; автомобильный транспорт общего пользования; авиационный транспорт (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения.

Р. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункта "б" пункта 11 (ошибочно указывая подпункт "б" пункта 1) Правил в части, предусматривающей оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда гражданам к месту лечения авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения. Считает, что данное положение противоречит подпункту 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" и нарушает его право на возмещение расходов за оплату проезда к месту лечения и обратно на авиационном транспорте.

В судебное заседание Р. явился, поддержал заявленные требования.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (поручение от 20 апреля 2010 г. N СС-П12-2538).

Представители Правительства Российской Федерации Е., В. с предъявленными требованиями не согласились, просили оставить их без удовлетворения и пояснили, что виды междугороднего транспорта, проезд на которых к месту лечения и обратно предоставляется гражданам - получателям набора социальных услуг бесплатно, и условия финансирования транспортным организациям таких расходов, в подпункте "б" пункта 11 Правил определены Правительством Российской Федерации в рамках делегированных федеральным законодательством полномочий.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, суд находит, что заявление Р. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Федеральному закону от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с последующими изменениями и дополнениями) в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 данного Закона, набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (подпункты 1, 2 пункта 1 статьи 6.2); порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 6.5); порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с главой 2 данного Закона устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (пункт 5 статьи 6.3).

В соответствии с пунктом 3 статьи 6.5 названного Закона Правительством Российской Федерации разработаны и утверждены Постановлением от 29 декабря 2004 г. N 864 Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Правила определяют порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи, в частности, порядок расчетов и представления бюджетных заявок на финансовое обеспечение соответствующих расходов Фондом социального страхования, т.е. регулируют межбюджетные отношения.

Граждане, имеющие право на получение государственной социальной помощи, не являются непосредственно участниками этих правоотношений.

В силу пункта 4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, в т.ч. Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Средства на проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (пункт 11).

Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 28 ноября 2009 г. N 292-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" финансовое обеспечение оплаты стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных и федеральных специализированных медицинских учреждениях и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, осуществляется Фондом в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели.

Пунктом 11 Правил установлен порядок производства Фондом социального страхования Российской Федерации расчетов по оплате расходов на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Довод заявителя о противоречии Федеральному закону "О государственной социальной помощи" подпункта "б" пункта 11 Правил, предусматривающего оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, является необоснованным.

Федеральный закон, гарантируя предоставление бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, вместе с тем не определяет конкретные виды междугороднего транспорта и порядок его предоставления. Реализуя предоставленные законом полномочия, Правительство Российской Федерации определило виды междугороднего транспорта, подлежащие оплате транспортным организациям за счет средств федерального бюджета, что не нарушает прав и законных интересов граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, на бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При таких обстоятельствах суд не может согласиться с доводом заявителя о том, что Правительство Российской Федерации сократило объем предоставляемых услуг, установленных федеральным законом.

Также несостоятельными являются ссылки заявителя о том, что Правительство Российской Федерации превысило свои полномочия, установив порядок предоставления услуг, поскольку Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, согласно которому организация перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также междугородним железнодорожным, авиационным, водным (речным) и автомобильным транспортом (пункт 4.1); для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться: железнодорожным транспортом (поезда и вагоны всех категорий, за исключением фирменных поездов и вагонов повышенной комфортности); авиационным транспортом (экономический класс); водным транспортом (третьей категории); автомобильным транспортом (общего пользования) (пункт 4.2); при следовании к месту лечения и обратно двумя и более видами транспорта специальные талоны или именные направления на право бесплатного получения проездных документов выдаются на каждый вид транспорта (пункт 4.4).

Учитывая изложенное, оспариваемое положение Правил не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов граждан, в связи с чем в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Р. о признании частично недействующим подпункта "б" пункта 11 Правил финансового обеспечения расходов по представлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА