ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 мая 2010 г. N ГКПИ10-416

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Т.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А. о признании недействующим пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 659 "Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях - специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении "Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" (далее - Постановление),

установил:

пунктом 3 Постановления признаны утратившими силу: Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июля 1992 г. N 483 "О частичном изменении Постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; Постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 1998 г. N 366 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; пункт 2 изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления размеров стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. N 999; Постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2001 г. N 374 "О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Постановление опубликовано в "Российской газете", N 255, 12 ноября 2005 г., "Собрании законодательства Российской Федерации", 14 ноября 2005 г., N 46, ст. 4675.

А. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 3 Постановления, ссылаясь на его противоречие статьям 145 - 155 Семейного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В обоснование заявленных требований указала, что она является опекуном несовершеннолетних детей-сирот К.С. и К.В., проживает в Курской области. Оспариваемое Постановление устанавливает нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако не распространяет указанные нормы на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан, в приемные семьи и детские дома семейного типа, в связи с чем нарушает их право на полное государственное обеспечение как детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство). Пунктом 3 Постановления признанные утратившими силу Постановления Правительства Российской Федерации, которые распространяли свое действие на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство).

А. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству образования и науки Российской Федерации (поручение от 28 апреля 2010 г. N СС-П8-2740).

В суде представители Министерства образования и науки Российской Федерации Д., Р. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что пункт 3 Постановления соответствует законодательству Российской Федерации и не нарушает прав детей-сирот, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан или приемные семьи, на полное государственное обеспечение, Постановление издано в пределах предоставленных Правительству Российской Федерации полномочий.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (с изменениями и дополнениями) предусмотрено полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 659) установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пунктом 3 Постановления установлено право опекуна на получение ежемесячно денежных средств на содержание ребенка. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 9 июля 1992 г. N 483, от 30 марта 1998 г. N 366, от 14 мая 2001 г. N 374, от 21 декабря 2000 г. N 999, от 14 мая 2001 г. N 374 вносились изменения и дополнения в Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" разграничены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, определены конкретные полномочия и компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе им передано осуществление части полномочий, которые ранее реализовывались федеральными органами государственной власти. В связи с чем в ряд законодательных актов внесены изменения.

Статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) установлено, что предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Согласно пункту "в" статьи 114 Конституции Российской Федерации и статье 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" на Правительство Российской Федерации возложены задачи по обеспечению проведения в Российской Федерации единой государственной социальной политики, реализации конституционных прав граждан в области социального обеспечения.

Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия в указанной сфере, Постановлением от 7 ноября 2005 г. N 659 установило нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях - специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении "Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию", финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета. Одновременно признало утратившими силу Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409 и постановления Правительства Российской Федерации, которыми в это Постановление вносились изменения и дополнения.

Следовательно, оспариваемое Постановление принято Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий и с учетом разграничения полномочий, установленных Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 150 Семейного кодекса Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 января 2005 г. на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации. В настоящее время указанное положение закреплено в пункте 3 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которому дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ).

Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в частности в Курской области Курской областной Думой принят Закон Курской области от 21 июня 2006 г. N 30-ЗКО "О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством)", который определяет размер и порядок выплаты опекуну (попечителю) денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) (преамбула Закона).

В связи с чем суд не может согласиться с доводом заявителя о противоречии оспариваемого Постановления статьям 145 - 155 Семейного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Поскольку Постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 659 издано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемый пункт 3 Постановления не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав на полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство), то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление А. о признании недействующим пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 659 "Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях - специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении "Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию", - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА