ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 января 2011 г. N ГКПИ10-1510

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Международной общественной организации "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал" о признании недействующими абзаца второго подпункта "з" пункта 6 и пункта 9 Положения о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел, утвержденного Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 375/584/352,

установил:

Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 375/584/352 утверждено Положение о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел (далее - Положение).

Данный нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 сентября 2006 г., регистрационный номер 8296 и опубликован в "Российской газете" от 22 сентября 2006 г., Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 41, 9 октября 2006 г.

Согласно пункту 6 Положения право доступа к материалам соответствующих прекращенных уголовных и административных дел, а также фильтрационно-проверочных дел имеют:

а) реабилитированные лица и лица, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, - на основании соответствующего заявления и при предъявлении документов, удостоверяющих личность;

б) родственники реабилитированных лиц - на основании соответствующего заявления, письменного согласия реабилитированного лица на ознакомление с материалами дела либо документа, подтверждающего факт смерти реабилитированного лица, и при предъявлении документов, удостоверяющих личность и подтверждающих родство;

в) родственники лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, - на основании соответствующего заявления, доверенности, оформленной в установленном законом порядке, на ознакомление с материалами дела от лица, в отношении которого велось производство по фильтрационно-проверочному делу, или его наследников и при предъявлении документов, удостоверяющих личность и подтверждающих родство;

г) наследники по закону реабилитированных лиц и лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, - на основании соответствующего заявления и при предъявлении документов, удостоверяющих личность и подтверждающих родство;

д) наследники по завещанию реабилитированных лиц и лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, - на основании соответствующего заявления и при предъявлении документов, удостоверяющих личность, а также документов, подтверждающих право наследования, с указанием на соответствующий доступ к материалам дел;

е) лица, представляющие интересы реабилитированных лиц и лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, их родственников или наследников, с учетом их права доступа к материалам дел, на основании соответствующего заявления и при предъявлении документов, удостоверяющих личность, а также доверенности, оформленной в установленном законом порядке, подтверждающей право представлять интересы доверителя и его право доступа к материалам дел;

ж) представители органов государственной власти - на основании мотивированных обращений заинтересованных органов государственной власти в пределах предоставленных им полномочий при предъявлении документов, удостоверяющих личность;

з) другие лица - в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Другие лица могут быть допущены к материалам дел до истечения 75 лет с момента создания документов с письменного согласия реабилитированных лиц или лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, а после их смерти - наследников - на основании соответствующего заявления или ходатайства, при предъявлении документов, удостоверяющих личность, а также доверенности, оформленной в установленном законом порядке, от реабилитированных лиц и лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам или их наследников;

и) работники архивов - в пределах возложенных на них служебных обязанностей.

Пункт 9 Положения устанавливает, что документы, содержащие информацию с персональными данными лиц, в отношении которых производство по делам не осуществлялось, но сведения в деле имеются, до истечения установленного законодательством Российской Федерации срока пользователю не предоставляются.

Данное ограничение может быть снято при соблюдении условия обезличивания в предоставляемых копиях документов персональных данных вышеуказанных лиц.

Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал" (сокращенное наименование "Международный Мемориал") обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзаца второго подпункта "з" пункта 6 и пункта 9 указанного Положения.

Как указывает заявитель, абзац второй подпункта "з" пункта 6 Положения вводит ограничение на доступ к архивным документам, которое не предусмотрено ни одним федеральным законом и противоречит части 1 статьи 18 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий". Пункт 9 Положения противоречит Федеральным законам "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", "Об архивном деле в Российской Федерации", "О персональных данных" и также ограничивает право на доступ к информации.

В суде представители Международного Мемориала С.Д., П., адвокат Павлов И.Ю. поддержали заявленные требования и пояснили, что заявителю при осуществлении уставной деятельности необходимо получать доступ к информации, касающейся политических репрессий, в том числе на свободный доступ к архивным документам. Между тем, ссылаясь на оспариваемые положения нормативного правового акта, соответствующие организации отказывают в доступе к материалам прекращенных архивно-следственных дел.

Представители Министерства внутренних дел Российской Федерации М., Б.А., Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Б.И., С.Н., Федеральной службы безопасности Российской Федерации К.А., Ч., Министерства юстиции Российской Федерации К.М. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий федеральных органов исполнительной власти и не нарушают права граждан и организаций на доступ к информации.

Выслушав объяснения представителей заявителя, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" в статье 11 определяет, что реабилитированные лица, а с их согласия или в случае их смерти - родственники имеют право на ознакомление с материалами прекращенных уголовных и административных дел и получение копий документов. Ознакомление других лиц с указанными материалами производится в порядке, установленном для ознакомления с материалами государственных архивов.

Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности регулируются Федеральным законом от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", который устанавливает ограничение на доступ к архивным документам. Следовательно, доводы Международного Мемориала о том, что абзац второй подпункта "з" пункта 6 Положения вводит ограничение на доступ к архивным документам, являются несостоятельными, поскольку такое ограничение установлено федеральным законодателем.

К архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, устанавливается ограничение на доступ на срок 75 лет со дня создания указанных документов. С письменного разрешения гражданина, а после его смерти с письменного разрешения наследников данного гражданина ограничение на доступ к указанным архивным документам может быть отменено ранее установленного законом срока (часть 3 статьи 25 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации").

Предусматривая право граждан и организаций осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определяет, что порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации (пункт 3 статьи 4).

Абзац второй подпункта "з" пункта 6 Положения устанавливает порядок доступа других лиц к материалам прекращенных уголовных и административных дел, фильтрационно-проверочных дел ранее установленного законом срока. Данный порядок предусматривает наличие письменного согласия реабилитированных лиц или лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, а после их смерти - наследников - соответствующего заявления или ходатайства, предъявление документов, удостоверяющих личность, а также доверенности, оформленной в установленном законом порядке, от реабилитированных лиц и лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, или их наследников.

К основным принципам обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" относит не только открытость и доступность информации о деятельности данных органов, но и соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Ссылки заявителя на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта устанавливают неправомерные ограничения доступа к таким документам в материалах прекращенных уголовных и административных дел, в которых не содержится сведений, составляющих личную и семейную тайну, сведений о частной жизни лица, являются несостоятельными. Материалы прекращенных уголовных и административных дел, фильтрационно-проверочных дел содержат сведения, требующие письменного разрешения гражданина, а после его смерти - наследников на доступ к архивным документам. Согласно Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" право других лиц, помимо реабилитированных и их наследников, на ознакомление с материалами прекращенных уголовных и административных дел, в том числе и с документами, в которых не содержится сведений, составляющих личную и семейную тайну, реализуется в порядке, установленном для ознакомления с материалами государственных архивов и при соблюдении условия о недопущении использования полученных сведений в ущерб правам и законным интересам проходящих по делу лиц и их родственников.

Предусмотренный подпунктом "з" пункта 6 Положения порядок не препятствует получению другими лицами информации об основных биографических данных реабилитированных лиц и лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, и о результате пересмотра уголовных и административных дел (пункт 16 Положения).

Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют Федеральному закону "Об архивном деле в Российской Федерации", Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и не нарушают право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации).

Пункт 9 Положения, в соответствии с которым документы, содержащие информацию с персональными данными лиц, в отношении которых производство по делам не осуществлялось, но сведения в деле имеются, до истечения установленного законодательством Российской Федерации срока пользователю не предоставляются, также не противоречит действующему законодательству.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации, которое ограничивает доступ к архивным документам, независимо от их форм собственности, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну (пункт 2 статьи 25 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации").

К охраняемой законодательством Российской Федерации тайне в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" отнесены персональные данные.

Действие Положения распространяется на материалы, хранящиеся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации. Предметом регулирования Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" являются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой государственными и муниципальными органами, юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, и его действие не распространяется на отношения, возникающие при организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации (статья 1).

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий федеральных органов исполнительной власти и не нарушают права пользователей информацией - граждан и организаций, заявление Международного Мемориала не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Международной общественной организации "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал" о признании недействующими абзаца второго подпункта "з" пункта 6 и пункта 9 Положения о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел, утвержденного Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 375/584/352, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ