ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 декабря 2010 г. N ГКПИ10-1298
Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи:
Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению некоммерческой организации Частное учреждение "Научно-исследовательский институт биоцидов и нанобиотехнологий" о признании недействующим абзаца второго пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2009 г. N 984 "О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг",
установил:
абзацем вторым пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2009 г. N 984 "О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг" установлено, что к организациям, оказывающим платные услуги, включенные в перечень (далее - платные услуги), относятся федеральные органы исполнительной власти (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации), федеральные государственные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия. Платные услуги не могут оказываться иными организациями. В перечень платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг, включена санитарно-эпидемиологическая экспертиза, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и другие виды оценок (пункт 2) (далее - Постановление).
Постановление опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации, 7 декабря 2009 г., N 49 (II ч.), ст. 5983 и в "Российской газете", 8 декабря 2009 г.
Некоммерческая организация Частное учреждение "Научно-исследовательский институт биоцидов и нанобиотехнологий" (далее - "НИИ БНТ") обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействующим абзац второй пункта 2 Постановления в части, устанавливающей, что платные услуги не могут оказываться иными организациями, ссылаясь на то, что данное нормативное правовое положение противоречит законодательству в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в частности Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановлению Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2001 г. N 262 "О государственной регистрации отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации", Административному регламенту, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 октября 2007 г. N 657, согласно которым любая организация после прохождения аккредитации вправе осуществлять санитарно-эпидемиологические экспертизы, исследования, испытания и выдавать на их основании экспертные заключения для целей государственной регистрации. Иных ограничений прав коммерческих организаций для предоставления такого рода услуг федеральным законодательством не предусмотрено. Также оспариваемое положение противоречит антимонопольному законодательству, в частности Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку необоснованно сужает круг лиц, имеющих право на проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз.
Помимо этого, по мнению заявителя, принимая оспариваемое Постановление, Правительство Российской Федерации вышло за рамки предоставленных ему полномочий.
В обоснование заявленных требований указал, что "НИИ БНТ" является независимым научно-исследовательским учреждением и создано с целью развития современных научно-исследовательских разработок в области нанобиотехнологий. В структуре института создан аккредитованный испытательный лабораторный центр (ИЛЦ НИИ БНТ), в котором проводится полный спектр исследований и испытаний для целей государственной регистрации и сертификации дезинфекционных средств. ИЛЦ НИИ БНТ содержится в перечне аккредитованных организаций на сайте в сети Интернет Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Область аккредитации по продукции услуг), включая область лицензирования (словесное описание): средства дезинфекционные (инсектоакарицидные и репеллентные), средства бытовой химии, воздух (рабочей зоны, жилых и общественных зданий, атмосферный). Также ИЛЦ НИИ БНТ является обладателем аттестата аккредитации испытательного лабораторного центра (испытательной лаборатории), удостоверяющего соответствие ИЛЦ НИИ БНТ требованиям Системы аккредитации лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания, национального стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025, предъявляемым к испытательным лабораториям (центра), и наличие аккредитации на техническую компетентность и независимость. В приложении к аттестату указана область аккредитации НИИ БНТ: исследования продукции (товаров) для целей санитарно-эпидемиологической экспертизы (оценок, заключений) и подтверждения соответствия; исследование объектов и факторов среды обитания. Срок действия аттестата - с 15 октября 2008 г. по 15 октября 2011 г. Оспариваемые нормативные правовые положения Постановления нарушают его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
В судебном заседании представители НИИ БНТ Ж., Б., Ч., А., И. поддержали заявленные требования и просили об их удовлетворении.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству экономического развития Российской Федерации (поручение от 25 октября 2010 г. N ВВ-П16-7322).
В судебном заседании представители Правительства Российской Федерации К., Е. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили, что Постановление принято Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий, во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 18 августа 2009 г. N Пр-2197, предусматривающего необходимость разработки нормативного правового акта, определяющего исчерпывающий перечень платных услуг, оказываемых в целях совершения федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий, а также порядок установления и взимания платы за их предоставление. Оспариваемое нормативное правовое положение не противоречит действующему законодательству, права и интересы заявителя не нарушает.
Обсудив доводы заявителя, заслушав возражения представителей заинтересованного лица, специалиста Федеральной антимонопольной службы Р.М., а также специалиста Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Р.Д., проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации находит, что заявление подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок проводятся организациями, аккредитованными в установленном порядке, экспертами с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений; порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункты 1, 3).
Пунктами 2, 3 Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 июля 2007 г. N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок", предусмотрено, что для санитарно-эпидемиологической экспертизы могут привлекаться научно-исследовательские и иные организации, аккредитованные в установленном порядке.
Статьей 43 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что государственной регистрации подлежат: впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты (далее - вещества), потенциально опасные для человека; отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека; отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации (пункт 1). Государственная регистрация проводится на основании оценки опасности веществ и отдельных видов продукции для человека и среды обитания; установления гигиенических и иных нормативов содержания веществ, отдельных компонентов продукции в среде обитания; разработки защитных мер, в том числе условий утилизации и уничтожения веществ и отдельных видов продукции, по предотвращению их вредного воздействия на человека и среду обитания (пункт 2). Оценка опасности веществ и отдельных видов продукции для человека и среды обитания, установление гигиенических и иных нормативов содержания веществ и отдельных компонентов продукции в среде обитания, разработка защитных мер осуществляются организациями, аккредитованными в установленном порядке (пункт 3).
Пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2001 г. N 262 установлено, что оценка опасности продукции для человека и среды обитания определяется по итогам рассмотрения документов, представляемых изготовителем (поставщиком) продукции, а также результатов исследований (испытаний) и экспертиз, проводимых в случае необходимости органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, организациями, аккредитованными в установленном порядке, и экспертами. Проведение исследований (испытаний) и экспертиз осуществляется на договорной основе.
Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по государственной регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготавливаемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 октября 2007 г. N 657, также установлено, что экспертизы (санитарно-эпидемиологические экспертизы, а также исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок), необходимые для государственной регистрации, осуществляются федеральными государственными учреждениями - центрами гигиены и эпидемиологии, другими организациями, аккредитованными в установленном порядке (пункт 1.4).
Из приведенных правовых норм следует, что проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы, а также исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок, необходимые для государственной регистрации, вправе любая организация, аккредитованная в установленном порядке, иных ограничений для предоставления такого рода услуг федеральным законодательством не предусмотрено (пункт 1.4).
Не предусмотрено каких-либо иных ограничений и Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", действие которого распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг (пункт 2 статьи 1).
Оспариваемая заявителем правовая норма, в соответствии с которой оказывать платные услуги вправе только федеральные органы исполнительной власти, федеральные государственные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия, необоснованно сужает круг субъектов, имеющих право на проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, противоречит вышеприведенным законоположениям в части, распространяющейся на оказание услуг по проведению санитарно-эпидемиологической экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологических, гигиенических и других видов оценок, и ограничивает право аккредитованных в установленном порядке организаций осуществлять этот вид деятельности.
Между тем права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом.
Ссылки представителей Правительства Российской Федерации на статью 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ не могут быть признаны обоснованными, поскольку оспариваемое Постановление принято до принятия Закона, а статьей 9 данного Закона Правительство Российской Федерации наделено правом утверждать перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, и устанавливать размер платы за оказание услуг (части 1, 3), право устанавливать круг лиц (организаций), участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, Правительству Российской Федерации не предоставлено.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление некоммерческой организации Частное учреждение "Научно-исследовательский институт биоцидов и нанобиотехнологий" удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу абзац второй пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2009 г. N 984 "О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг", в части, исключающей возможность для организаций, не относящихся к федеральным органам исполнительной власти, федеральным государственным учреждениям и федеральным государственным унитарным предприятиям, оказывать платные услуги по проведению санитарно-эпидемиологической экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологических, гигиенических и других видов оценок.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА