ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 марта 2009 г. N ГКПИ09-90
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Волгоградский центр обработки" о признании недействующим абзаца второго пункта 15 Порядка организации проведения работ по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работ по их дегазации, утвержденного
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 марта 2009 г. N ГКПИ09-90
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Волгоградский центр обработки" о признании недействующим абзаца второго пункта 15 Порядка организации проведения работ по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работ по их дегазации, утвержденного
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 марта 2009 г. N ГКПИ09-90
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Волгоградский центр обработки" о признании недействующим абзаца второго пункта 15 Порядка организации проведения работ по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работ по их дегазации, утвержденного
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 марта 2009 г. N ГКПИ09-90
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Волгоградский центр обработки" о признании недействующим абзаца второго пункта 15 Порядка организации проведения работ по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работ по их дегазации, утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29 августа 2008 г. N 414,
установил:
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29 августа 2008 г. N 414 утвержден Порядок организации проведения работ по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работ по их дегазации (далее - Порядок). Приказ официально опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 40, 6 октября 2008 г. и зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 сентября 2008 г. N 12361.
Абзацем вторым пункта 15 Порядка установлено, что исполнители осуществляют работу по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работы по их дегазации на основании лицензии на осуществление эксплуатации химически опасных производственных объектов.
ООО "Волгоградский центр обработки" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца второго пункта 15 Порядка, ссылаясь на то, что установленное данным пунктом обязательное наличие лицензии на осуществление эксплуатации химически опасных производственных объектов противоречит Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в статье 17 которого содержится закрытый перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, в котором отсутствует деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ. При этом заявитель указывает на то, что на основании оспариваемой нормы от исполнителей работ по обеззараживанию подкарантинных объектов требуют наличие лицензии на осуществление эксплуатации химически опасных производственных объектов. В то время как ООО "Волгоградский центр обработки", основной деятельностью которого являются дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы, не имеет в собственности, не арендует и не использует в своей деятельности опасные производственные объекты.
В судебное заседание заявитель ООО "Волгоградский центр обработки" не явилось, о дне слушания дела извещено надлежащим образом, не представило сведений о причинах неявки.
Представители Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Ш., Министерства юстиции РФ Г. и С. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что Порядок утвержден Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий, оспариваемое положение нормативного правового акта соответствует закону и прав заявителя не нарушает.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей отказать в удовлетворении заявления, суд находит, что заявление ООО "Волгоградский центр обработки" не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно частям 4, 5 статьи 10 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" работы по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работы по их дегазации проводятся федеральным органом исполнительной власти по обеспечению карантина растений (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ). Обеззараживание, очистка, дегазация подкарантинных объектов осуществляется в соответствии с правилами и нормами обеспечения карантина растений.
В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450, Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая карантин растений; самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральной службы и федерального агентства, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ (пункты 1, 5, 7).
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, осуществляющей в соответствии с пунктом 5.11.1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 327, организацию проведения работ по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работ по их дегазации.
В целях реализации Федерального закона от 15 июля 2000 г. N 99-ФЗ "О карантине растений" Министерством сельского хозяйства Российской Федерации утвержден оспариваемый заявителем Порядок организации проведения работ по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работ по их дегазации, т.е. в пределах предоставленных ему полномочий.
Пунктом 15 Порядка установлены требования к исполнителям, осуществляющим работу по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работы по их дегазации, в т.ч. наличие у исполнителя лицензии на осуществление эксплуатации химически опасных производственных объектов.
Оспаривая это положение, заявитель указывал на несоответствие его статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Статьей 17 названного Федерального закона установлен перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, в который включена эксплуатация химически опасных производственных объектов (подпункт 30).
Положением о лицензировании эксплуатации химически опасных производственных объектов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2006 г. N 429, под химически опасными производственными объектами понимаются опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются токсичные вещества, высокотоксичные вещества и другие вещества, представляющие опасность для окружающей среды в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (пункт 3).
Опасными производственными объектами в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к данному Федеральному закону (пункт 1 статьи 2). К категории опасных производственных объектов пунктом 1 Приложения 1 отнесены объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества: токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели (подпункт "д"), и высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели (подпункт "е").
Как следует из оспариваемого Порядка, работы по обеззараживанию подкарантинных объектов осуществляются методом газации и работы по их дегазации. Применительно к данному порядку "газация" - это обеззараживание подкарантинных объектов парами или газами отравляющих веществ - фумигантов в целях уничтожения вредных организмов; "дегазация" - вентилирование, проветривание подкарантинных объектов, которые подверглись обеззараживанию методом газации (пункт 2).
Пунктом 16 Порядка установлено, что исполнители осуществляют работы по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работ по их дегазации при наличии: приборов для контроля за рабочими концентрациями и остаточными количествами фумигантов в рабочих помещениях и атмосферном воздухе, оборудованием для применения фумигантов и газоиспарителей; оборудования для проведения работ по газации; оборудованных складских помещений для хранения фумигантов; спецтранспорта для перевозки фумигантов; аптечек для оказания первой доврачебной помощи; средств индивидуальной защиты и спецодежды для работы с фумигантами, в том числе газообразными.
Согласно Приложению N 1 к Порядку для проведения работ по газации используются фумиганты бромистый метил и препараты фосфина. Указанные вещества отнесены санитарно-эпидемиологическим заключением Роспотребнадзора на пестициды и агрохимикаты N 77.99.28.244.А.000351.06.07 от 26.06.2007 и N 77.99.37.244.А.001122.10.08 от 24.10.2008 к пестицидам 1 класса опасности (чрезвычайно опасные соединения).
При таких обстоятельствах указание в пункте 15 Порядка о наличии у исполнителя, производящего работы по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работ по их дегазации, лицензии не противоречит действующему законодательству.
Нельзя признать обоснованными доводы заявителя о том, что опасными производственными объектами признаются только предприятия или их цехи, участки, площадки, поскольку опасными производственными объектами также являются иные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества.
В соответствии с Административным регламентом по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденным Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.09.2007 N 606, на который ссылается заявитель, опасным производственным объектом не является отдельный механизм, оборудование (техническое устройство), емкость с опасным веществом, сосуд под избыточным давлением. Опасным производственным объектом является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности применяется то или иное техническое устройство, есть обращение опасного вещества или горючей пыли (пункт 9 приложения N 8).
Согласно статье 10 Федерального закона "О карантине растений" подкарантинные объекты, а также транспортные средства, использованные для перевозок подкарантинной продукции, подлежат обеззараживанию в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации или в местах назначения (части 1, 3).
Статьями 19, 20 Федерального закона от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" установлено, что хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения, запрещается бестарное хранение пестицидов. Транспортировка пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально оборудованных транспортных средствах.
Таким образом, опасными производственными объектами являются объекты, на которых используются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Общества с ограниченной ответственностью "Волгоградский центр обработки" о признании недействующим абзаца второго пункта 15 Порядка организации проведения работ по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работ по их дегазации, утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29 августа 2008 г. N 414, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА