ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 октября 2009 г. N ГКПИ09-790

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л. об оспаривании в части Приложений N N 34, 53 к Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 октября 2009 г. N ГКПИ09-790

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л. об оспаривании в части Приложений N N 34, 53 к Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 октября 2009 г. N ГКПИ09-790

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л. об оспаривании в части Приложений N N 34, 53 к Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 октября 2009 г. N ГКПИ09-790

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л. об оспаривании в части Приложений N N 34, 53 к Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. N 288,

установил:

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. N 288 утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Инструкция).

В Приложении N 34 к Инструкции приведена форма заявления, представляемого гражданами Российской Федерации по месту жительства в орган внутренних дел для получения лицензии на коллекционирование гражданского оружия, холодного художественно оформленного оружия, копий и реплик антикварного оружия, а также иного разрешенного для коллекционирования оружия. Данной формой предусмотрено, что при обращении с заявлением о выдаче лицензии на коллекционирование оружия гражданин должен также указать наличие оборудования для сохранности оружия согласно пункту 166 Инструкции.

Приложением N 53 к Инструкции установлены Правила безопасного обращения с огнестрельным оружием самообороны, пункт 6 которых предписывает транспортировать оружие разряженным и упакованным в транспортную тару, футляр или чехол. При перевозке и транспортировании патроны могут быть упакованы в одну укупорку с оружием без досылания в патронник, снаряжения магазина или барабана. Пункт 7 названных Правил предусматривает хранение оружие и патронов в местах проживания в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом, в сухом помещении, при этом оружие должно быть разряжено и поставлено на предохранитель, а патроны находиться в упаковке отдельно от оружия, не ближе 1 метра от источников тепла и электронагревательных приборов.

Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействующими:

Приложение N 34 к Инструкции в части слов "указывается также наличие оборудования для сохранности оружия согласно пункту 166 Инструкции";

пункт 6 Приложения N 53 к Инструкции в части требования о транспортировании оружия разряженным, без досылания патронов в патронник, без снаряжения магазина или барабана;

пункт 7 Приложения N 53 к Инструкции в полном объеме.

В заявлении указано, что Приложения N N 34 и 53 к Инструкции в оспариваемой части не соответствуют Правилам оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814, и вводят неправомерные ограничения на оборот гражданского огнестрельного оружия, устанавливая дополнительные требования к его транспортировке и условиям хранения.

В судебном заседании заявитель поддержал свое требование и просил о его удовлетворении, пояснив, что обращение в суд обусловлено как намерением в будущем приобрести огнестрельное оружие самообороны, так и публичным интересом, направленным на поддержание законности и конституционного правопорядка.

Представители Министерства внутренних дел Российской Федерации М., К., Г., Ж. и П., представитель Министерства юстиции Российской Федерации А. требование Л. не признали, ссылаясь на то, что оспариваемые предписания Приложений N N 34, 53 к Инструкции не противоречат действующему законодательству и прав заявителя не нарушают.

Выслушав объяснения заявителя и представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит заявление Л. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" Министерству внутренних дел Российской Федерации предписывалось утвердить инструкцию о контроле органов внутренних дел за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации. Следовательно, утверждая Инструкцию, Министерство внутренних дел Российской Федерации имело соответствующие полномочия.

Согласно статье 9.1 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии) коллекционирование и экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу статьи 9 Закона об оружии лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации. В заявлении указываются сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Статья 22 Закона об оружии налагает на граждан обязанность хранить гражданское и служебное оружие в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.

Из приведенных законоположений следует, что при обращении граждан в органы внутренних дел с заявлением о выдаче лицензии на коллекционирование оружия они обязаны указать в нем сведения о мерах, принятых ими для обеспечения учета и сохранности оружия. Таким образом, обязанность граждан указать в заявлении о выдаче лицензии на коллекционирование оружия, о наличии оборудования для сохранности оружия установлена не Инструкцией, а Законом об оружии.

С утверждением заявителя о том, что Приложение N 34 к Инструкции в части ссылки на пункт 166 Инструкции не соответствует Правилам оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 (далее - Правила оборота оружия), поскольку они не регламентируют толщину стенок металлических шкафов и ящиков для хранения оружия, суд согласиться не может.

Пунктом 59 Правил оборота оружия предусмотрено, что принадлежащие гражданам Российской Федерации оружие и патроны должны храниться по месту их проживания с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом. В этой норме действительно не регламентирована толщина стенок металлических шкафов и ящиков, в которых должны храниться принадлежащие гражданам оружие и патроны. Вместе с тем в норме закреплено, что ящики для хранения оружия и патронов должны быть из высокопрочных материалов. Из этого следует, что металлические шкафы (ящики) для хранения оружия и патронов должны иметь толщину, позволяющую соблюсти требование о высокой прочности материалов для их изготовления, обеспечивающих сохранность оружия и безопасность его хранения. Как видно из письма Экспертно-криминалистического центра Министерства внутренних дел Российской Федерации от 8 октября 2009 г. N 37/18-5553, сейфы, предназначенные для хранения гражданского оружия, изготовленные из стали толщиной не менее 2 мм, обладают минимальным значением устойчивости к криминальному воздействию (взлому) и пожароустойчивости. Сейф с толщиной стальных стенок менее 2 мм позволяет использовать для его вскрытия и полного доступа к его содержимому простейший бытовой мобильный (переносной) инструмент и не требует специальных навыков его использования, что не позволяет считать подобное изделие достаточным для лишения посторонних лиц доступа к хранящемуся в нем оружию.

С учетом изложенного указание в пункте 166 Инструкции о том, что металлические шкафы и ящики для хранения оружия должны иметь толщину не менее 2 мм, а для хранения порохов, патронов и изделий, содержащих пиротехнический заряд либо пиротехническое метаемое снаряжение, - не менее 3 мм, не может быть признано противоречащим пункту 59 Правил оборота оружия. Следовательно, не противоречит Правилам оборота оружия и Приложение N 34 к Инструкции в части ссылки на пункт 166 Инструкции.

Согласно части тринадцатой статьи 13 Закона об оружии лица, впервые приобретающие огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие самообороны, огнестрельное бесствольное оружие самообороны, газовые пистолеты и револьверы, сигнальное оружие, за исключением лиц, имеющих разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, обязаны по месту жительства пройти проверку знания правил безопасного обращения с оружием по программе, которую определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Таким образом, Министерство внутренних дел Российской Федерации имеет полномочия на определение Правил безопасного обращения с огнестрельным оружием самообороны, сформулированных в Приложении N 53 к Инструкции.

Пункт 6 названных Правил обязывает владельца оружия транспортировать оружие разряженным, без досылания патрона в патронник, без снаряжения магазина или барабана. Оспаривая законность данных предписаний, заявитель ссылается на то, что они противоречат пункту 77 Правил оборота оружия, который не содержит требования о транспортировке гражданами принадлежащего им оружия разряженным. Однако согласиться с таким доводом заявителя суд не может.

Во-первых, как уже отмечено, полномочия Министерства внутренних дел Российской Федерации по определению Правил безопасного обращения с огнестрельным оружием самообороны установлены непосредственно Законом об оружии, который регламентацию этого вопроса отнес к исключительной компетенции данного федерального органа исполнительной власти.

Во-вторых, отсутствие в пункте 77 Правил оборота оружия указания на то, что оружие должно транспортироваться разряженным, само по себе не может означать, что владелец огнестрельного оружия самообороны вправе транспортировать его заряженным, поскольку данное оружие транспортируется на основании разрешения органа внутренних дел на хранение оружия, которое не наделяет владельца оружия самообороны правом ношения его заряженным. Признание за владельцем оружия самообороны права транспортировать оружие заряженным, по сути, означало бы наделение его правом ношения оружия, что не согласуется с положением части пятой статьи 13 Закона об оружии.

В-третьих, законность оспариваемых предписаний о транспортировке огнестрельного оружия самообороны разряженным подтверждается и нормами иных законодательных актов. Так, в соответствии с пунктом 37 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. N 111, огнестрельное оружие при перевозке в качестве ручной клади должно находиться в разряженном состоянии отдельно от патронов. Аналогичная норма содержится и в пункте 9 Инструкции о порядке перевозки воздушными судами гражданской авиации оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета, утвержденной Приказом Федеральной службы воздушного транспорта России и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 ноября 1999 г. N 120/971.

Довод заявителя о незаконности пункта 7 Правил безопасного обращения с огнестрельным оружием самообороны на том основании, что Правила оборота оружия не требуют его разряжать при хранении и ставить на предохранитель, хранить патроны в упаковке отдельно от оружия, не ближе 1 метра от источников тепла и электрообогревательных приборов, также нельзя признать состоятельным. Пунктом 58 Правил оборота оружия Министерство внутренних дел Российской Федерации наделено полномочиями установить требования по размещению оружия и патронов в местах их хранения. В связи с чем оспариваемые предписания пункта 7 Правил безопасного обращения с огнестрельным оружием самообороны не противоречат положениям Правил оборота оружия.

Согласно части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

Л. в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ