ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 сентября 2009 г. N ГКПИ09-747

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,

при секретаре Степанищеве А.В.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Леуша Андрея Викторовича о признании частично недействующим пункта 1.2 Инструкции о порядке контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1994 г. N 118,

установил:

пунктом 1.1 Инструкции о порядке контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1994 г. N 118 (далее - Инструкция), предусмотрено, что контрольные отстрелы огнестрельного оружия с нарезным стволом, находящегося в обороте на территории Российской Федерации, производятся с целью постановки на учет Федеральной пулегильзотеки МВД России и обеспечения его розыска в случае утраты (хищения), а также раскрытия преступлений, совершенных с его применением.

Согласно пункту 1.2 Инструкции контрольному отстрелу подлежит следующее служебное и гражданское огнестрельное оружие с нарезным стволом: изготовляемое на предприятиях по производству оружия и предназначенное для реализации на территории Российской Федерации - перед его реализацией; прошедшее переделку или ремонт, если переделка затрагивает ударно-спусковой механизм, патронник и канал ствола, - перед его реализацией или передачей владельцу; ввезенное предприятиями-поставщиками из-за границы и предназначенное для реализации на территории Российской Федерации - перед его реализацией; приобретенное гражданином Российской Федерации за границей - перед его регистрацией и оформлением разрешения на хранение и ношение; хранящееся и используемое предприятиями, организациями и учреждениями - один раз в пять лет; передаваемое или продаваемое предприятиями, организациями и учреждениями - перед передачей или продажей; принадлежащее гражданам Российской Федерации - перед продлением разрешения на хранение и ношение или перед передачей, продажей другому лицу.

Леуш А.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 1.2 Инструкции в части обязательного требования производить контрольный отстрел огнестрельного оружия с нарезным стволом, принадлежащего гражданам Российской Федерации, перед продлением разрешений на хранение и ношение данного оружия.

В заявлении указано, что Инструкция в оспариваемой части не соответствует Федеральному закону "Об оружии" и Правилам оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814, которые не обязывают производить контрольный отстрел огнестрельного оружия с нарезным стволом, принадлежащего гражданам, перед продлением разрешений на хранение и ношение данного оружия.

В судебном заседании заявитель поддержал свое требование и просил о его удовлетворении.

Представители Министерства внутренних дел Российской Федерации Прошунин А.В., Жихарев В.А. и Перов Н.А., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Ахвердиева Л.Р. требование Леуша А.В. не признали, ссылаясь на то, что оспариваемое предписание Инструкции не противоречит действующему законодательству и прав Леуша А.В. не нарушает.

Выслушав объяснения заявителя и представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит заявление Леуша А.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Оспариваемая Инструкция принята в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1993 г. N 1256 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "Об оружии". Пунктом 26 Правил оборота служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему в Российской Федерации, утвержденных названным Постановлением Правительства Российской Федерации, предусматривалось, что срок действия разрешения на хранение и ношение нарезного огнестрельного оружия продлевается после проведения его контрольного отстрела в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации. Следовательно, утверждая Инструкцию, Министерство внутренних дел Российской Федерации не вышло за пределы имевшихся у него полномочий.

С доводом заявителя о том, что в настоящее время Инструкция в оспариваемой части не соответствует Федеральному закону от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" и Правилам оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814, которые не устанавливают обязательность контрольного отстрела принадлежащего гражданам огнестрельного оружия с нарезным стволом перед продлением разрешения на хранение и ношение данного оружия, суд согласиться не может.

Норма об обязательном проведении контрольного отстрела принадлежащего гражданину нарезного огнестрельного оружия при продлении разрешения на хранение и ношение этого оружия, кроме оспариваемой Инструкции, закреплена также в абзаце втором пункта 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. N 228. Указанная норма проверялась в Верховном Суде Российской Федерации на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, по заявлению Фалеева Г.А., и оснований для ее признания недействующей судом не установлено.

Согласно вступившему в законную силу решению Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2003 г. по делу N ГКПИ03-661 проведение контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом при продлении разрешения на хранение и ношение данного оружия является одной из форм контроля за оборотом гражданского оружия на территории Российской Федерации, осуществляемой органами внутренних дел.

Полномочия органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия определены статьей 28 Федерального закона "Об оружии" и Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814. При этом в силу пункта 1 части первой статьи 27 названного Федерального закона на органы внутренних дел возложены полномочия по выявлению измененных баллистических и других технических характеристик гражданского и служебного оружия.

Таким образом, предписание по контрольному отстрелу гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом перед продлением разрешения на его хранение и ношение позволяет осуществлять контроль изменений конструкции оружия в процессе его эксплуатации, не противоречит действующему законодательству, регулирующему оборот гражданского оружия в Российской Федерации, и прав заявителя не нарушает.

В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

Леушу Андрею Викторовичу в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ