ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 апреля 2009 г. N ГКПИ09-451
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре Степанищеве А.В.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тарасова Василия Федоровича об оспаривании абзаца второго пункта 1 Способа представления реестров получателей ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в 2008 г., утвержденного Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 28 декабря 2007 г. N 280,
установил:
пунктом 2 Приказа Федеральной службы по труду и занятости от 28 декабря 2007 г. N 280 утвержден Способ представления реестров получателей ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в 2008 г. (далее - Способ представления реестров), который приведен в Приложении N 7 к этому Приказу. Срок действия данного Приказа продлен на 2009 г. Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 31 декабря 2008 г. N 286.
Согласно пункту 1 Способа представления реестров ежемесячно органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации представляют в электронном виде по адресу электронной почты Роструда edk@rostrud.info реестры, сформированные по утвержденным данным Приказом формам (Приложения N N 1 - 3).
Приложения N N 4 - 6 представляются в случае финансирования выплат на исполнение судебных решений по искам граждан, подвергшихся воздействию радиации.
В силу пункта 1 Приказа Федеральной службы по труду и занятости от 28 декабря 2007 г. N 280 Приложениями N N 1 - 3 являются соответственно форма N 1 "Список граждан для зачисления средств на счета в Сбербанке России", форма N 2 "Список граждан для зачисления средств на счета в банках России", форма N 3 "Список граждан для доставки денежных средств органами федеральной почтовой связи", Приложениями N N 4 - 6 - форма N 4 "Список граждан для зачисления средств на счета в Сбербанке России по выплатам на основании решений судов и структура файла", форма N 5 "Список граждан для зачисления средств на счета в банках России по выплатам на основании решений судов и структура файла", форма N 6 "Список граждан для доставки денежных средств органами федеральной почтовой связи по выплатам на основании решений судов и структура файла".
Тарасов В.Ф. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать положения абзаца второго пункта 1 Способа представления реестров, ставящие направление реестров N N 4 - 6 в зависимость от наличия финансирования выплат на исполнение судебных решений по искам граждан, подвергшихся воздействию радиации, не соответствующими пунктам 4 и 5 Правил финансового обеспечения в 2007 году расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 872.
В заявлении указано, что Федеральной службе по труду и занятости предоставлено лишь право определять форму и способ представления реестров, но не сроки и не условия, при которых эти реестры могут составляться или не составляться. Оспариваемое положение фактически делает исполнение судебных решений по искам граждан, подвергшихся воздействию радиации, неопределенным по времени, вопреки Правилам ставит это исполнение в зависимость от наличия финансирования и нарушает право гражданина на доступ к правосудию.
В судебном заседании представитель заявителя Голуб А.В. поддержал заявленное требование и просил о его удовлетворении, пояснив, что, руководствуясь оспариваемым предписанием Способа представления реестров, Министерство социальной защиты населения Рязанской области с 26 декабря 2008 г. не исполняет вступившее в законную силу решение суда, которым в пользу Тарасова В.Ф. за счет федерального бюджета взыскана задолженность по ежемесячным платежам в возмещение вреда здоровью в сумме 5261 рубль.
Представители Федеральной службы по труду и занятости Копытина Е.Н., Казанчева И.Г., Иванова О.А. заявление Тарасова В.Ф. не признали и просили отказать в его удовлетворении за необоснованностью, ссылаясь на то, что Способ представления реестров принят в пределах предоставленных Федеральной службе по труду и занятости полномочий, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав граждан на доступ к правосудию.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Гончаренко Е.П. полагала, что требование Тарасова В.Ф. подлежит удовлетворению.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., просившей требование заявителя удовлетворить, суд находит заявление Тарасова В.Ф. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства от 10 декабря 2008 г. N 964 установлено, что в 2009 г. финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в соответствии с Правилами финансового обеспечения в 2007 году расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 872 (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил органы в сфере социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (далее - органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации), на основании информации органов социальной защиты населения, принимающих решения о выплате денежной компенсации в соответствии с Порядком выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 607, либо на основании вступившего в законную силу решения судебного органа об изменении размера денежной компенсации ежемесячно составляют реестры. В реестрах указываются потребность субъекта Российской Федерации в средствах федерального бюджета, подлежащих перечислению каждому плательщику в соответствующем месяце, и следующие сведения о каждом получателе денежной компенсации: а) фамилия, имя, отчество и данные документа, удостоверяющего личность; б) период, за который выплачивается денежная компенсация; в) размер денежной компенсации; г) сумма задолженности по выплате денежной компенсации (при ее наличии); д) реквизиты счета, открытого получателем денежной компенсации в Сберегательном банке Российской Федерации, или его почтовый адрес.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что реестры, указанные в пункте 4 Правил, подписываются руководителем органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, заверяются печатью и ежемесячно, не позднее 10-го числа, представляются в Федеральную службу по труду и занятости. Форма и способ представления реестров определяются Федеральной службой по труду и занятости.
Из приведенных положений Правил следует, что органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на основании вступивших в законную силу решений судов об изменении размера денежной компенсации должны ежемесячно составлять реестры о потребностях субъекта Российской Федерации в средствах федерального бюджета, в которых в том числе должны отражаться сведения об имеющихся суммах задолженности по выплате денежной компенсации каждому получателю. Данные реестры должны ежемесячно представляться в Федеральную службу по труду и занятости. При этом Правила не содержат положения о том, что реестры представляются в Федеральную службу по труду и занятости лишь при условии финансирования выплат на исполнение судебных решений, по которым в пользу граждан взысканы суммы задолженности по выплате денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При таких обстоятельствах закрепление в абзаце втором пункта 1 Способа представления реестров предписания о представлении органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации Федеральной службе по труду и занятости Приложений N N 4 - 6 не ежемесячно, а лишь в случае финансирования выплат на исполнение судебных решений, не соответствует положениям Правил и выходит за пределы компетенции указанной Службы, наделенной полномочиями определять только форму и способ представления реестров, но не условия их представления.
Оспариваемое предписание Способа представления реестров по сути создает препятствия в исполнении вступивших в законную силу судебных постановлений, которые в соответствии с частью второй статьи 13 ГПК РФ являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части второй статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Тарасова Василия Федоровича удовлетворить.
Абзац второй пункта 1 Способа представления реестров получателей ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в 2008 г., утвержденного Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 28 декабря 2007 г. N 280, признать недействующим в части, ставящей возможность представления Приложений N N 4 - 6 в зависимость от финансирования выплат на исполнение судебных решений по искам граждан, подвергшихся воздействию радиации.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ