ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 мая 2009 г. N ГКПИ09-365

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Н.С. Романенкова,

при секретаре В.О. Александрове,

с участием прокурора Л.Е. Степановой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Калиновской Натальи Николаевны о признании недействующими пунктов 206 и 207 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 991 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1086),

установил:

пункты 206 и 207 Программы строительства предусматривают строительство грузовых районов морского порта Сочи с созданием береговой инфраструктуры в устье р. Мзымта, а также между Константиновским мысом и р. Псоу с дальнейшим перепрофилированием в инфраструктуру яхтинга.

Гражданка Калиновская Н.Н. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 206 и 207 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта. Заявитель указывает, что оспариваемые положения Программы строительства противоречат Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральным законам "Об охране окружающей среды", "Об особо охраняемых природных территориях", "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" и нарушают ее право на благоприятную окружающую среду.

В суде представители Калиновской Н.Н. по доверенности Бриних В.А., Беньяш М.М. поддержали заявленные требования.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации (поручение от 30 марта 2009 г. N СС-П12-1653).

Представители заинтересованного лица Правительства РФ Акопян Г.Л., Солодков А.Е. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, направлены на организацию работы по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан.

Выслушав объяснения представителей Калиновской Н.Н. по доверенности Бриниха В.А., Беньяша М.М., представителей Правительства РФ Акопян Г.Л., Солодкова А.Е., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с Федеральным законом от 30 октября 2007 г. N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта" Программа строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта утверждается Правительством Российской Федерации и включает перечень олимпийских объектов и связанных с их строительством иных мероприятий (статья 3).

Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия, Постановлением от 29 декабря 2007 г. N 991 утвердило Программу строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта. Данный нормативный правовой акт опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 2, 14.01.2008.

Программа строительства с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1086, в пунктах 206 и 207 предусматривает строительство двух грузовых районов морского порта Сочи с созданием береговой инфраструктуры в устье р. Мзымта, а также между Константиновским мысом и р. Псоу (проектные и изыскательские работы, строительство).

Федеральным законом от 30 октября 2007 г. N 238-ФЗ определено, что Программа строительства должна включать как олимпийские объекты, так и иные мероприятия, связанные с их строительством. Назначение грузовых районов порта Сочи обеспечить приемку и обработку транспортных судов, прием строительных материалов и конструкций для строительства олимпийской инфраструктуры, предназначенной для обеспечения и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в городе Сочи, перевалку грузов и их краткосрочное хранение на складских площадках.

Следовательно, включение в Программу строительства двух грузовых районов для обеспечения организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр не противоречат требованиям действующего законодательства.

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" определяет особо охраняемые природные территории как участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений Федеральный закон в статье 2 различает следующие категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады;

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

В соответствии с Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" лечебно-оздоровительные местности и курорты федерального значения также являются особо охраняемыми природными территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны с регламентированным режимом хозяйствования, проживания и природопользования.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", регулируя отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, предусматривает запрет хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущую к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной (статья 59).

Земельный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 30 октября 2001 г., не допускает в пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение их целевого назначения (п. 3 статьи 95).

Между тем, утверждение Правительством Российской Федерации оспариваемых положений Программы строительства не может рассматриваться как нарушение положений вышеназванных Законов.

С 5 декабря 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ "Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данный Федеральный закон является специальным законом, который регулирует отношения, возникающие в связи с организацией и проведением олимпийских игр и паралимпийских игр и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.

Программа строительства включает перечень олимпийских объектов и связанных с их строительством мероприятий, предусматривает комплексный подход к решению проблем, связанных со строительством олимпийских объектов и развитием города Сочи как горноклиматического курорта, предполагает проведение комплекса природоохранных мероприятий, минимизирующих отрицательное воздействие строительства на окружающую среду. В Программе строительства грузовые районы порта Сочи определены как временные объекты с дальнейшим их перепрофилированием в инфраструктуру яхтинга.

Пункты 206 и 207 Программы строительства не нарушают прав граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Доводы заявителя о том, что территория, отведенная под строительство грузового района морского порта Сочи в устье р. Мзымта отнесена к территориальной зоне рекреации в составе земель населенных пунктов, участок строительства расположен в водоохранной зоне на береговой полосе Нижне-Имеретинской бухты, где наблюдается процесс сокращения ширины пляжа (абразия моря); о негативном воздействии на растения, на состояние животного мира в районе намечаемой деятельности, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований. Данные проблемы касаются оценки воздействия объекта строительства грузового района морского порта Сочи в устье р. Мзымта на геологическую среду, на водную среду, растительный, животный мир, которые нашли отражение в заключении экологической экспертизы.

Заявитель также ссылается на то, что участок второго грузового района порта Сочи расположен в зоне сложившейся жилой и, частично, рекреационной застройки, Нижне-Имеретинская низменность отнесена к курортно-рекреационной зоне, находится на землях особо охраняемой природной территории, где запрещено размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием курортного лечения и отдыха. Между тем, приведенные доводы не могут служить основанием для признания недействующим пункта 207 Программы строительства, поскольку специальным законом, как указывалось выше, предусмотрена организация и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

Представителями заинтересованного лица представлены положительные заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации "Строительство грузового района порта Сочи в устье р. Мзымта с последующим перепрофилированием в инфраструктуру яхтинга" и экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта "Создание грузового района порта Сочи с созданием береговой инфраструктуры в устье р. Псоу".

Доводы заявителя о том, что в результате строительства грузовых районов порта Сочи на побережье Нижне-Имеретинской бухты Черного моря будет оказано негативное воздействие на окружающую среду и водные объекты не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований. Они касаются положений экологических экспертиз, которые могут быть обжалованы в судебном порядке.

Ссылки заявителя на Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1425, являются несостоятельными, поскольку суд проверяет оспариваемый нормативный правовой акт на предмет его соответствия федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу (ч. 2 статьи 253 ГПК РФ).

Учитывая, что оспариваемые положения Программы строительства соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и не нарушают прав граждан на благоприятную окружающую среду, заявление Калиновской Н.Н. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Калиновской Натальи Николаевны о признании недействующими пунктов 206 и 207 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 991 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1086), - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ