ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 февраля 2010 г. N ГКПИ09-1705

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.В.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П.И., Т.Л., А.С., П.Е., С. о признании недействующим пункта 7 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 г. N 449),

установил:

согласно пункту 7 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", работа в учреждениях здравоохранения, указанных в пункте 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, засчитывается в стаж работы только в должностях воспитателя и старшего воспитателя.

Граждане П.И., Т.Л., А.С., П.Е., С. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 7 названных Правил.

Как указывают заявители, они работают учителями-дефектологами в специализированном доме ребенка. Оспариваемое положение нормативного правового акта противоречит Закону Российской Федерации "Об образовании", Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку должность учителя-дефектолога не оговаривается в пункте 7 Правил, что дискриминирует их как специалистов, занимающихся исключительно коррекционно-воспитательным процессом и находящихся в одинаковых условиях, как с другими педагогическими работниками дома ребенка, так и с другими учителями-дефектологами сферы образования и социального развития, лишает их права на досрочное назначение трудовой пенсии за выслугу лет.

П.И., Т.Л., А.С., П.Е., С. извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (поручение N СС-П12-137 от 14 января 2010 г.).

Представители Правительства Российской Федерации Т.О., Е. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что Правила утверждены Правительством Российской Федерации в рамках предоставленных полномочий и не нарушают прав граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации Т.О., Е., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки должностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 г. N 781 утвердило список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и названые Правила.

Данный нормативный правовой акт первоначально опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 44, 4 ноября 2002 г., "Российской газете" N 212, 6 ноября 2002 г. Действует в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 г. N 449.

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда. Так, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 указанного Федерального закона право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Определение того, какая профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, от вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации, которое конкретизирует применительно к пенсионному обеспечению понятия "педагогическая деятельность" и "учреждения для детей".

Доводы заявителей сводятся к целесообразности предоставления права на досрочное пенсионное обеспечение учителям-дефектологам домов ребенка, а ссылки на то, что пункт 7 Правил ставит в неравное положение учителей-дефектологов по сравнению с другими работниками домов ребенка, а также учителей-дефектологов других учреждений, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, являются несостоятельными.

Ранее действовавшее Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" предусматривало, что работа в домах ребенка засчитывалась в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, только в должности воспитателя.

Выделение в категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, воспитателей и старших воспитателей, работающих в учреждениях здравоохранения, в том числе в специализированном доме ребенка, основано на учете профиля выполняемой ими работы и само по себе не может расцениваться как дискриминационное, нарушающее принцип равенства всех перед законом, ограничивающее права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", определяя права работников образовательных учреждений и меры социальной поддержки, предусматривает, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста (статья 55). Данная норма носит отсылочный характер, следовательно, оспариваемое положение нормативного правого акта ей не противоречит.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление П.И., Т.Л., А.С., П.Е., С. о признании недействующим пункта 7 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 г. N 449), оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ