ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 декабря 2009 г. N ГКПИ09-1481

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д. о признании частично недействующим пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 г. N 692 "О порядке зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда",

установил:

пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 г. N 692 "О порядке зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда" установлено, что с 1 января 1998 г. срок военной службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к оплате труда, засчитывается гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или окончанием срока военной службы, а также по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г" и "д" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в трудовой стаж в календарном исчислении независимо от продолжительности перерыва для получения ими процентной надбавки к оплате труда при поступлении на работу в этих районах и местностях.

Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании приведенной правовой нормы недействующей в части, предписывающей засчитывать в трудовой стаж срок военной службы гражданам, уволенным с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г" и "д" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Заявитель мотивировал свои требования тем, что оспариваемая норма, ограничивающая указанными основаниями увольнения военнослужащего из рядов Вооруженных сил Российской Федерации его право на зачет срока военной службы в трудовой стаж для получения процентной надбавки к оплате труда, противоречит требованиям Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", которые не связывают предоставление гарантий и компенсаций с причинами расторжения трудового договора. По мнению заявителя, в данном случае имеет место применение к работнику, уволенному с военной службы за виновные действия, дополнительной не предусмотренной законом ответственности в виде лишения его права на процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в особых климатических условиях. Указывает на то, что с 29 апреля 1997 г. проходил военную службу по контракту в войсковой части 26808 в г. Североморске Мурманской области, 13 июля 2005 г. был уволен с военной службы по подпункту "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с невыполнением им условий контракта), 1 августа 2005 г. был принят на работу водителем автомобиля в эту же войсковую часть, однако размер процентной надбавки к заработной плате за работу в неблагоприятных климатических условиях был установлен ему без учета имевшегося у него стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Заявитель в судебное заседание, о месте и времени которого извещен надлежащим образом, не явился, в телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, представляющее интересы Правительства Российской Федерации на основании поручения от 2 ноября 2009 г., считает, что оспариваемое заявителем положение фактически воспроизводит норму пункта 5 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", применяемую в нормативном единстве с пунктом 3.1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в связи с чем в удовлетворении заявления просит отказать.

Обсудив доводы заявителя, выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации С. и Ш., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации считает заявленные требования необоснованными по следующим основаниям.

Право лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в данных районах и местностях, предусмотрено статьей 317 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 11 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", действие которых распространяется на лиц, работающих по найму, то есть на основании трудового договора (статья 11 Кодекса, часть первая статьи 1 Закона).

Названные законодательные акты, как и принятые в их развитие другие нормативные правовые акты, определяющие порядок установления и исчисления трудового стажа для получения указанной процентной надбавки, не предусматривают включение срока военной службы в данный трудовой стаж.

Основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определены специальным законом - Федеральным законом "О статусе военнослужащих".

Абзацем четвертым пункта 5 статьи 23 указанного Федерального закона для граждан, уволенных с военной службы, предусмотрен зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года.

Согласно абзацу десятому этого же пункта гражданам, проходившим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлены районный коэффициент и процентные надбавки к оплате труда, при поступлении на работу в этих районах и местностях после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или окончанием срока военной службы независимо от продолжительности перерыва срок военной службы в календарном исчислении в указанных районах и местностях засчитывается в стаж работы для получения процентных надбавок к оплате труда в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, федеральный законодатель дифференцировал порядок включения срока военной службы в трудовой стаж, предусмотрев право на зачет этого срока: при увольнении по любому основанию - если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу не превысил одного года; при увольнении с военной службы по основаниям, перечисленным в абзаце десятом пункта 5 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - независимо от продолжительности перерыва.

Пунктом 3.1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" на граждан, уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г" и "д" пункта 3 данной статьи, распространены права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для граждан, уволенных с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Следовательно, на эту категорию граждан в полной мере распространяется действие абзаца десятого пункта 5 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", позволяющего засчитывать срок военной службы в трудовой стаж независимо от продолжительности перерыва между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу.

Пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 г. N 692 фактически воспроизводит указанные законоположения. Признание этого пункта недействующим в оспариваемой части, как того просит заявитель, привело бы к снижению уровня социальных гарантий для граждан, уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г" и "д" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Их право на зачет срока военной службы в трудовой стаж, необходимый для процентной надбавки, в этом случае не зависело бы от основания увольнения и было бы ограничено условием о поступлении на работу в годичный срок после увольнения с военной службы.

Довод в заявлении о том, что право на процентную надбавку зависит только от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а оспоренные положения подменяют понятие "стаж работы" на понятие "непрерывный стаж", является необоснованным. Законодательного акта, который во всех случаях позволял бы засчитывать срок военной службы в трудовой стаж для получения процентной надбавки, не имеется. Пункт 5 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", устанавливая гражданам, уволенным с военной службы, дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение, более льготные условия зачисления срока военной службы в трудовой стаж для получения процентных надбавок к оплате труда (независимо от продолжительности перерыва) предусматривает только для граждан, уволенных по перечисленным в абзаце десятом этого пункта основаниям, в остальных случаях связывает право на зачет условием поступления на работу в течение одного года.

С учетом изложенного не имеется оснований для признания оспариваемой нормы противоречащей федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Д. о признании частично недействующим пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 г. N 692 "О порядке зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда" отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ