ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 ноября 2009 г. N ГКПИ09-1365
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре А.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л. об оспаривании пункта 2.2 Инструкции о порядке выдачи охотничьих билетов и учета охотников на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 25 мая 1998 г. N 302, и Приложения N 3 к данной Инструкции,
установил:
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 25 мая 1998 г. N 302 утверждена Инструкция о порядке выдачи охотничьих билетов и учета охотников на территории Российской Федерации (далее - Инструкция), пункт 2.2 которой предусматривает, что охотничий билет (охотничий билет иностранного охотника) выдается после сдачи испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте и обращению с охотничьим оружием.
Основанием для рассмотрения вопроса о выдаче охотничьего билета служит заявление гражданина Российской Федерации по установленной форме (приложение N 3) и документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации (абзац первый пункта 4 Инструкции).
Приложение N 3 к Инструкции (далее - Приложение N 3) содержит форму названного заявления гражданина Российской Федерации, в которой просьба гражданина сформулирована следующим образом: "Прошу допустить меня к сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием для получения охотничьего билета".
Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействующими пункт 2.2 Инструкции и Приложение N 3 в части, не допускающей получение охотничьих билетов без прохождения испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте и обращению с охотничьим оружием гражданами, имеющими членские охотничьи билеты, выданные общественными организациями охотников в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26 июля 1993 г. N 728.
Как указано в заявлении, Инструкция предусматривает возможность получения охотничьего билета гражданами Российской Федерации только при условии сдачи испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте и обращению с охотничьим оружием. При этом, по смыслу Приложения N 3, подразумеваются только те испытания, которые гражданин должен пройти после подачи заявления. Пункт 2.2 Инструкции и Приложение N 3 в оспариваемой части противоречат подпункту "а" пункта 4 Правил добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. N 18, и нарушают право заявителя на пользование объектами животного мира в форме охоты, предусмотренное статьей 34 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", поскольку при прекращении членства в общественной организации охотников он, имея членский охотничий билет, будет вынужден повторно сдавать охотминимум.
В судебное заседание заявитель не явился, о его времени и месте извещен надлежащим образом.
Представители Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Ш., Б., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Г. требование Л. не признали, ссылаясь на то, что оспариваемые предписания не противоречат действующему законодательству и прав заявителя не нарушают.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит заявление Л. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 17 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г. N 1548, порядок выдачи охотничьих билетов, учета охотников и их вооруженности определяется инструкцией, издаваемой Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР.
На базе Главного управления охотничьего хозяйства при Совете Министров РСФСР и других упраздняемых органов Постановлением Совета Министров РСФСР от 3 августа 1990 г. N 279 было образовано Министерство сельского хозяйства и продовольствия РСФСР. На момент принятия Инструкции специально уполномоченным государственным органом по охране и регулированию использования животного мира на территории Российской Федерации в части охраны и регулирования использования охотничьих животных являлось Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации в силу пункта 5 Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 920.
Таким образом, утверждая Инструкцию, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации действовало в пределах предоставленных ему полномочий.
Довод заявителя о противоречии пункта 2.2 Инструкции и Приложения N 3 в оспариваемой части подпункту "а" пункта 4 Правил добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. N 18 (далее - Правила), нельзя признать состоятельным.
Согласно подпункту "а" пункта 4 Правил правом на добывание объектов животного мира обладают граждане Российской Федерации, получившие охотничий билет в установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации порядке. Добывание объектов животного мира осуществляется в целях любительской и спортивной охоты до 1 июля 2011 г. также гражданами Российской Федерации, имеющими членские охотничьи билеты, выдаваемые общественными охотничьими организациями в установленном порядке, в том числе членские охотничьи билеты, выданные ранее в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 1993 г. N 728 "О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации".
Следовательно, до 1 июля 2011 г. на территории Российской Федерации наряду с охотничьими билетами, выдаваемыми в установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации порядке, действуют членские охотничьи билеты, выдаваемые общественными охотничьими организациями.
Тем самым Правительством Российской Федерации продлен период действия прежнего порядка, по которому членские охотничьи билеты, выдаваемые общественными охотничьими организациями, являлись одним из видов удостоверений на право осуществления охоты.
По мнению заявителя, пункт 2.2 Инструкции и Приложение N 3 не допускают получение охотничьих билетов без прохождения испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте и обращению с охотничьим оружием гражданами, имеющими членские охотничьи билеты, выданные общественными организациями охотников в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26 июля 1993 г. N 728.
Однако, как следует из оспариваемых норм, ими лишь установлена обязательность сдачи гражданами Российской Федерации испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте и обращению с охотничьим оружием для получения охотничьего билета.
Данное положение полностью согласуется с подпунктом "в" пункта 3 Правил о том, что охотничий билет подтверждает наличие у граждан, осуществляющих добывание объектов животного мира, определенных знаний охоты, техники безопасности на охоте и обращения с орудиями добывания объектов животного мира и навыков в этих областях.
При этом ни пункт 2.2 Инструкции, ни Приложение N 3 не содержат каких-либо указаний на то, что лицо, ранее сдавшее испытания по правилам охоты, технике безопасности на охоте и обращению с охотничьим оружием и получившее членский охотничий билет, выданный общественной организацией охотников в соответствии с Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 26 июля 1993 г. N 728, обязано повторно сдавать данные испытания при получении охотничьего билета.
Следует также отметить, что действовавшее до вступления в силу Правил названное Постановление Правительства Российской Федерации "О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации" также закрепляло, что любительская и спортивная охота может осуществляться гражданами Российской Федерации, сдавшими испытания по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием. В охотничьих билетах, членских охотничьих билетах предусматривалось проставление соответствующей отметки о сдаче испытаний (пункт 1).
Согласно части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
Л. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.