ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 7 октября 2008 г. N ГКПИ08-1795
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре Бараненко Е.Н.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лисянского Николая Ивановича о признании недействующим абзаца второго пункта 2 Правил осуществления в 2008 году компенсационных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 1002,
установил:
в соответствии с абзацем вторым пункта 2 Правил размеры компенсации и дополнительной компенсации зависят от срока хранения вкладов и определяются с применением следующих коэффициентов:
1 - по вкладам, действующим в настоящее время, а также по вкладам, действовавшим в 1992 - 2008 годах и закрытым в 1996 - 2008 годах;
0,9 - по вкладам, действовавшим в 1992 - 1994 годах и закрытым в 1995 году;
0,8 - по вкладам, действовавшим в 1992 - 1993 годах и закрытым в 1994 году;
0,7 - по вкладам, действовавшим в 1992 году и закрытым в 1993 году;
0,6 - по вкладам, закрытым в 1992 году.
Гражданин Лисянский Н.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца второго пункта 2 Правил.
Как указывает заявитель, по состоянию на 20 июня 1991 г. он имел денежные вклады, которые закрыл в октябре 1991 г. Абзац второй пункта 2 Правил противоречит Федеральному закону "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", предусматривающим, что предварительная компенсация проводится по состоянию на 20 июня 1991 г. без указания каких-либо сроков закрытия вкладов и коэффициентов к ним и нарушают его право на получение компенсации по восстановленным и гарантированным государством вкладам. При издании акта Правительство РФ превысило свои полномочия, поскольку ему было поручено установить только порядок выплаты компенсации, но не размеры выплат.
Лисянский Н.И. извещен о времени и месте судебного заседания, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству финансов Российской Федерации (поручение от 10 сентября 2008 г. N СС-П13-5533).
Представитель заинтересованного лица Правительства РФ Филоненко Е.В. возражала в суде против удовлетворения заявленных требований и пояснила, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и не нарушают права граждан.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица Правительства РФ Филоненко Е.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть 1 статьи 251 ГПК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 1002 утверждены Правила осуществления в 2008 году компенсационных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации".
Настоящий нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" N 9, 18.01.2008, "Собрании законодательства Российской Федерации" N 3, 21.01.2008.
Правила определяют порядок осуществления в 2008 году компенсационных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 г., являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации".
Согласно Федеральному закону от 10 мая 1995 года N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств:
на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации (ранее Государственные трудовые сберегательные кассы СССР, действовавшие на территории РСФСР; Российский республиканский банк Сбербанка СССР; Сбербанк РСФСР) в период до 20 июня 1991 года;
на вклады в организации государственного страхования Российской Федерации (ранее организации государственного страхования СССР, действовавшие на территории РСФСР; организации государственного страхования РСФСР) по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 года;
в государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР), размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 года (статья 1).
Гарантированные сбережения граждан являются государственным внутренним долгом Российской Федерации. Восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений граждан производится путем перевода их в целевые долговые обязательства Российской Федерации, являющиеся государственными ценными бумагами (статьи 2 и 5 Федерального закона).
Порядок перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации, их виды, условия и формы их обслуживания и порядок определения долговой стоимости устанавливаются федеральными законами (статья 12 Федерального закона).
Федеральный закон "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" не предусматривает осуществление предварительной компенсации, а также дополнительной предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации, обесценившихся в 1992 - 1995 годах. С учетом этого доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений Правил статьям 1 и 2 названного Федерального закона являются несостоятельными.
До начала реализации положений Федерального закона "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 733 "О мерах по предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в сберегательном банке Российской Федерации, обесценившихся в 1992 - 1995 годах" с 10 июня 1996 г. предусмотрена предварительная компенсация вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года.
В целях продолжения работы по компенсации вкладов граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 2 декабря 1997 г. N 1269 "Об очередном этапе предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации, обесценившихся в 1992 - 1995 годах" с 25 декабря 1997 г. проведена предварительная компенсация вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 г.
Из содержания вышеназванных нормативных правовых актов следует, что предварительная компенсация проводится по вкладам, которые обесценились в 1992 - 1995 годах. Обесценивание денежных средств было вызвано переходом на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги. Данный переход в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 3 декабря 1991 г. N 297 осуществлен со 2 января 1992 года.
С 1998 года расходы на осуществление компенсационных выплат отдельным категориям граждан по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации предусматриваются федеральными законами о федеральном бюджете на текущий год.
Так, статьей 19 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" в 2008 году определены категории граждан Российской Федерации, которые имеют право на получение компенсационных выплат, их размер. Компенсация выплачивается в размере остатка вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году) и дополнительная компенсация в размере остатка вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году). Размер компенсации определяется с учетом сроков хранения вкладов и уменьшается на сумму ранее полученной предварительной компенсации по вкладам. Размер дополнительной компенсации определяется с учетом сроков хранения вкладов (взносов) и не уменьшается на сумму ранее полученной предварительной компенсации (компенсации) по вкладам.
Правительство Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 статьи 19 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" определяет порядок осуществления компенсационных выплат по вкладам, что оно и сделало, утвердив Правила осуществления в 2008 году компенсационных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации".
Поскольку размер компенсационных выплат установлен Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 189-ФЗ, доводы заявителя о превышении Правительством Российской Федерации полномочий, предоставленных ему Федеральным законом, являются необоснованными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 253 ГПК РФ по делам о признании недействующими нормативных правовых актов суд проверяет оспариваемый нормативный правовой акт на предмет противоречия его федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. С учетом этого, доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта абзацу первому пункта 2 Правил являются несостоятельными.
Поскольку действующее законодательство не предусматривает компенсационных выплат отдельным категориям граждан, которые имели вклады в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 г., но закрыли их до 2 января 1992 г., то оспариваемые положения нормативного правового акта не нарушают прав граждан Российской Федерации, которым государство гарантировало восстановление и сбережение сохранности денежных сбережений.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Лисянского Николая Ивановича о признании недействующим абзаца второго пункта 2 Правил осуществления в 2008 году компенсационных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 1002, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ