ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 сентября 2008 г. N ГКПИ08-1680
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Тихоновой А.Н.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению НП "Ассоциация пассажирских перевозчиков г. Хабаровска" о признании частично недействующим пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)",
установил:
НП "Ассоциация пассажирских перевозчиков г. Хабаровска" обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" в части слов "органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для которых в федеральном бюджете предусматривается финансовая поддержка, регулируют цены (тарифы) на товары народного потребления и услуги".
Как указывает заявитель, передача оспариваемым Постановлением органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий по регулированию цен (тарифов) на товары народного потребления и услуг, а именно перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении, противоречит Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и ограничивает его права на осуществление предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок коммерческим автотранспортом.
Также нарушает право предпринимателей на невмешательство в предпринимательскую деятельность со стороны государственных органов, поскольку хозяйствующие субъекты лишаются права самостоятельно координировать размер тарифа за проезд пассажира и провоз багажа в зависимости от изменения экономической ситуации по России и в пределах ее субъектов, что в значительной степени тормозит развитие в сфере пассажирских перевозок в отдельности и транспортной индустрии в целом.
Заявитель извещен о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Федеральной службе по тарифам (поручение от 15 сентября 2008 г. N ИШ-П13-5632).
Представители заинтересованного лица Правительства РФ Степаненко И.Г., Мецаев Б.К. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав заявителя.
Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица Правительства РФ Степаненко И.Г., Мецаева Б.К., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации установлено, что основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти в Российской Федерации в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики относит разработку и осуществление мер по проведению единой политики цен.
Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" признана необходимой дальнейшая либерализация цен (тарифов) и осуществление государственного регулирования цен (тарифов) в основном только на продукцию естественных монополий (пункт 1).
Таким образом, государственное регулирование цен в Российской Федерации возможно не только на продукцию естественных монополий.
Данным Указом Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1).
Во исполнение названного Указа Правительством Российской Федерации 7 марта 1995 г. утверждено Постановление N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)". Постановление опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 11, 13.03.1995, "Российской газете" N 53, 16.03.1995.
Пунктом 5 Постановления установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для которых в федеральном бюджете предусматривается финансовая поддержка, регулируют цены (тарифы) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также тарифы и надбавки на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать подлежащие государственному урегулированию цены (тарифы) непосредственно закреплено Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ.
Так, согласно подпунктам 12, 55 пункта 2 статьи 26.3 названного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится организация транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и муниципальное сообщение), и установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления контроля за их применением.
Осуществление указанных полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации производится данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), а также в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансируются за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами (пункт 1 статьи 26.3).
Таким образом, пункт 5 Постановления в оспариваемой части не противоречит вышеперечисленным нормам федерального законодательства.
Нельзя согласиться и с доводом заявителя, что передача оспариваемым пунктом 5 Постановления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий по регулированию цен (тарифов) на товары народного потребления и услуг ограничивает права заявителя на осуществление предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок коммерческим автотранспортом, поскольку данный пункт не предусматривает регулирование отношений между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами, а также не устанавливает непосредственно тарифы и цены на соответствующие товары и услуги.
Пункт 5 Постановления устанавливает обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, получающих финансовую поддержку из федерального бюджета, согласовать цены (тарифы) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги с органами исполнительной власти Российской Федерации, т.е. регулируют межбюджетные отношения.
При несогласии с установленными тарифами на транспортные услуги заявитель вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав в порядке, установленном действующим законодательством.
Доводы заявителя о незаконности включения в перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный оспариваемым Постановлением, услуг по перевозке пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (абзац 5) не могут быть приняты судом во внимание, т.к. решением Верховного Суда РФ от 05.09.2000 по делу ГКПИ00-882 по заявлению Дьякова Д.В. проверена законность абзаца 5 Перечня и требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов заявителя, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления НП "Ассоциация пассажирских перевозчиков г. Хабаровска" о признании частично недействующим пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА