ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 марта 2008 г. N ГКПИ08-1643

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Бараненко Е.Н.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д. о признании частично недействующими пункта 4 абзаца 8 раздела II подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 865, подпункта "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153,

установил:

пунктом 4 абзаца 8 раздела II подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 865 (далее - Подпрограмма), предусмотрено, что граждане, эвакуированные (переселенные) и добровольно выехавшие из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, за пределы Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., имеют право на получение субсидий для обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

Согласно подпункту "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (далее - Правила выпуска и реализации сертификатов), право на участие в подпрограмме имеют граждане, эвакуированные (переселенные) и добровольно выехавшие из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, за пределы Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г.

Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими приведенных положений Подпрограммы и Правил выпуска и реализации сертификатов в той мере, в какой они исключают распространение порядка реализации права на обеспечение жилой площадью, установленного для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на категорию граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения на территории Украины и Белоруссии, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.

В заявлении указал, что на момент аварии на Чернобыльской АЭС проживал в населенном пункте Добруш-6 Гомельской области в зоне отселения. 20 июня 1995 г. он с семьей добровольно переселился в г. Пензу и встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В 2004 г. поставлен на учет на получение жилищного сертификата, в 2007 г. снят с учета на основании оспариваемого Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153.

По мнению заявителя, Подпрограмма и Правила выпуска и реализации сертификатов в оспариваемой части противоречат статьям 13 и 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которыми для всех категорий граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, установлена одна и та же мера социальной поддержки по обеспечению жильем без каких-либо ограничений. Полагает, что граждане, переселившиеся из зоны отселения из других областей, должны иметь право на обеспечение жильем в том же порядке, что и граждане, эвакуированные (переселенные) и добровольно выехавшие из зоны отселения за пределы Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей.

В судебном заседании Д. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.

Представители Правительства Российской Федерации Павлова И.Ю., Ахба Р.М. возражали против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что заявитель относится к категории граждан, улучшение жилищных условий которых производится в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 866 "О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц". Оспариваемые нормативные правовые акты на данную категорию граждан не распространяются и прав и законных интересов заявителя не нарушают.

Выслушав объяснения Д., представителей заинтересованного лица Правительства Российской Федерации Павловой И.Ю., Ахба Р.М., изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей отказать заявителю в удовлетворении его требований, суд находит заявление Д. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) (далее - Закон) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, имеют право на обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 866 "О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц" установлено, что основной формой обеспечения жильем граждан, которые имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона, является предоставление им субсидий на приобретение жилья (пункт 1).

Названным Постановлением утверждены также Правила обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц (пункт 2), которые устанавливают порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц путем предоставления им субсидий на приобретение жилья (пункт 1).

Следовательно, заявитель имеет право на обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных данными нормативными правовыми актами.

Оспариваемые заявителем Подпрограмма и Правила выпуска и реализации сертификатов в оспариваемой части регулируют вопросы предоставления жилья отдельным категориям граждан, в том числе гражданам, эвакуированным (переселенным) и добровольно выехавшим из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, за пределы Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей, и не отменяют действие Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 866.

Суд считает, что в рамках предоставленных законом полномочий Правительство Российской Федерации вправе установить порядок обеспечения жилой площадью отдельных категорий граждан из числа тех, перед которыми у государства имеются обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в том числе граждан, эвакуированных (переселенных) и добровольно выехавших за пределы территорий, в наибольшей степени подвергшихся радиоактивному загрязнению (Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей).

В связи с чем доводы заявителя о несоответствии Подпрограммы и Правил выпуска и реализации сертификатов в оспариваемой части статьям 13 и 17 Закона суд считает необоснованными.

Нельзя согласиться с доводом заявителя о том, что вследствие отсутствия у граждан, переселившихся из иных областей, права на участие в Подпрограмме снижен ранее достигнутый уровень их социальной защищенности, так как данные лица в рамках ранее действовавшей подпрограммы "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", входившей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2002 г. N 760 и утратила силу с 1 января 2006 г.), жильем не обеспечивались.

Указанная подпрограмма была включена в паспорт Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, и задачей данной подпрограммы являлось обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из числа граждан некоторых категорий, в т.ч. эвакуированных (переселенных) и добровольно выехавших из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, за пределы Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей.

Таким образом, еще до перехода с 1 января 2005 года к новому правовому регулированию и обеспечению мерами социальной поддержки Правительством РФ были определены четыре области, выезд за пределы которых давал право гражданам на обеспечение жильем в рамках федеральной целевой программы.

Довод заявителя о том, что он был необоснованно исключен из списков на получение жилищной субсидии, не может служить основанием к удовлетворению заявления, а отказ в предоставлении ему субсидии для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета может быть им обжалован в порядке главы 25 ГПК РФ.

Ссылки заявителя на подпункт "в" пункта 3 Правил о составлении сводного списка в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 866, суд не может принять во внимание, т.к. этот пункт относится к категории граждан, указанных в подпункте "е" пункта 5 Правил, к которым заявитель не относится.

Оспариваемые правовые нормы не нарушают прав и законных интересов заявителя, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Д. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА