ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 июня 2008 г. N ГКПИ08-1274

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре Бараненко Е.Н.,

с участием прокурора Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Резонанс" о признании недействующим пункта 7 Правил применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1540,

установил:

в соответствии с пунктом 7 Правил на основании результатов проведенных приемочных испытаний и сертификата соответствия требованиям промышленной безопасности Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) выдает разрешение на применение конкретного вида (типа) технического устройства.

ООО НПП "Резонанс" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 7 Правил применения технических устройств на опасных производственных объектах.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат действующему законодательству и нарушают права заявителя, налагая на него дополнительные обязанности по получению разрешений на применение технических устройств на опасных производственных объектах.

Общество с ограниченной ответственностью НПП "Резонанс" извещено о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (поручение от 24 мая 2008 г. N СС-П9-3294).

В суде представитель заинтересованного лица Правительства РФ Снегирев В.П. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и не нарушают права юридических лиц.

Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица Правительства РФ Снегирева В.П., пояснения специалиста Селезнева Н.С., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Кротова В.А., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются ее права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть первая статьи 251 ГПК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1540 утверждены Правила применения технических устройств на опасных производственных объектах (действуют в редакции Постановления Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. N 49).

Настоящий нормативный правовой акт опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 1, 04.01.1999, "Российской газете" N 11, 21.01.1999.

Правила устанавливают порядок и условия применения технических устройств, в том числе иностранного производства, на опасных производственных объектах, обязательные для выполнения всеми юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими проектирование, изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт указанных устройств или эксплуатацию опасных производственных объектов.

Положения пункта 7 Правил наделяют Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору полномочиями на выдачу разрешения на применение конкретного вида (типа) технического устройства.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определяет, что требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3).

В целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности (пункт 2 статьи 5 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов").

Таким образом, из содержания Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" следует, что выдача разрешения на применение конкретного вида (типа) технического устройства относится к обязательным требованиям промышленной безопасности.

Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" устанавливаются общий порядок и условия применения технических устройств на опасном производственном объекте.

Реализуя полномочия, предоставленные ему Федеральным законом, Правительство Российской Федерации Постановлением от 25 декабря 1998 г. N 1540 утвердило Правила применения технических устройств на опасных производственных объектах. Данным нормативным правовым актом на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, являющуюся федеральным органом исполнительной власти, возложены обязанности по выдаче разрешения на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах.

Следовательно, являются несостоятельными доводы заявителя ООО НПП "Резонанс", что в нарушение действующего Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" Правительство Российской Федерации возложило на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору обязанности по выдаче разрешения на применение конкретного вида (типа) технического устройства.

Выдача разрешения Ростехнадзором не подменяет сертификацию, поскольку технические устройства, в том числе иностранного производства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат сертификации на соответствие требованиям промышленной безопасности в установленном законодательством Российской Федерации порядке (статья 7 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов").

Ростехнадзор при выдаче разрешения на применение конкретного вида (типа) технического устройства осуществляет свои функции в области промышленной безопасности и не подменяет деятельность Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусмотрено принятие в установленном порядке технических регламентов, которые с учетом степени риска причинения вреда должны устанавливать минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; промышленную безопасность и другие виды безопасности.

Соответствующие технические регламенты пока не приняты. Федеральный закон "О техническом регулировании" не отменяет действие Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и не содержит указания о приоритете его норм по отношению к другому федеральному закону, поэтому являются несостоятельными ссылки заявителя о противоречии пункта 7 Правил требованиям Федерального закона "О техническом регулировании".

Статьи 39, 55, 77 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, ратифицированного Федеральным законом от 25 ноября 1996 г. N 135-ФЗ, а также Директивы N 82/501 ЕЭС "О предотвращении крупных промышленных аварий", N 96/82 ЕЭС "О контроле за представляющими собой серьезную опасность авариями на объектах, имеющих дело с опасными веществами" не отменяют действие норм российского законодательства в области промышленной безопасности. Более того, Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" принят после издания вышеназванных Директив. Следовательно, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта нормам международного права.

Соблюдение требований промышленной безопасности согласно Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" распространяется на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, и не может рассматриваться как ограничение прав юридического лица.

Если заявитель полагает, что федеральный орган исполнительной власти или его территориальный орган нарушают его права, то он вправе в порядке, установленном действующим законодательством, обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Резонанс" о признании недействующим пункта 7 Правил применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1540, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ