ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 июня 2008 г. N ГКПИ08-1256

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре Бараненко Е.Н.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" о признании частично недействующим пункта 15 раздела VI Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307,

установил:

пункт 15 раздела VI Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг определяет условия изменения размера платы за отопление при снижении температуры воздуха в жилом помещении свыше допустимых отклонений. Порядок изменения размера платы предусматривает, что за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении (суммарно за расчетный период) размер ежемесячной платы снижается:

на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета, за каждый градус отклонения температуры;

на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (при отсутствии приборов учета), за каждый градус отклонения температуры.

Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" (сокращенное наименование - КГУП "Примтеплоэнерго") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими: пункта 61 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, и пункта 15 раздела VI Приложения N 1 к Правилам, в части определения порядка перерасчета платы за коммунальные услуги.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, ущемляют права и законные интересы КГУП "Примтеплоэнерго", гарантированные Конституцией Российской Федерации.

В суде представитель КГУП "Примтеплоэнерго" Суворова Ю.В. изменила заявленные требования, просила суд признать недействующим пункт 15 раздела VI Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам в части определения порядка перерасчета платы за коммунальные услуги. Пояснила, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации (статьям 4, 157), Гражданского кодекса Российской Федерации (статьям 2, 779), поскольку при их применении потребитель не оплачивает предоставленные ему коммунальные услуги, хотя услуга должна быть возмездной.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации (поручение от 15 мая 2008 г. N СС-П9-3045).

Представитель Минрегиона России Екимова Н.А. возражала против удовлетворения заявленных требований и указала, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и не нарушают права юридических лиц.

Выслушав объяснения представителя КГУП "Примтеплоэнерго" Суворовой Ю.В., представителя заинтересованного лица Правительства РФ Екимовой Н.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются ее права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть первая статьи 251 ГПК РФ).

Жилищный кодекс Российской Федерации к полномочиям Правительства Российской Федерации относит установление Правил предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ).

Правительство Российской Федерации Постановлением от 23 мая 2006 г. N 307 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

Настоящий нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете", N 115, 1 июня 2006 г., Собрании законодательства Российской Федерации, N 23, 5 июня 2006 г.

Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (пункт 1).

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам в приложении N 1 определяют условия изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг.

Согласно части 2 статьи 164 Жилищного кодекса РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений с каждым собственником помещения ресурсоснабжающими организациями заключаются договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления.

К данным отношениям применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 548 Гражданского кодекса РФ), если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Таким образом, Гражданский кодекс РФ устанавливает приоритет специальных нормативных актов перед нормами Гражданского кодекса РФ.

Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия в сфере регулирования отношений по предоставлению коммунальных услуг гражданам, в Правилах определило порядок изменения размера платы за отопление при снижении температуры воздуха в жилом помещении.

Качество коммунальных услуг по отоплению предполагает обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях не ниже +18 град. C (в угловых комнатах - +20 град. C), а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - -31 град. C и ниже - +20 (+22) град. C в других помещениях - в соответствии с ГОСТом Р 51617-2000. Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 град. C. Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 град. C. Отклонение температуры воздуха в жилом помещении не допускается.

При снижении температуры воздуха в жилом помещении свыше допустимых отклонений Правила устанавливают порядок изменения размера платы за отопление. В соответствии с данным порядком за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении (суммарно за расчетный период) размер ежемесячной платы снижается:

на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета, за каждый градус отклонения температуры;

на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (при отсутствии приборов учета), за каждый градус отклонения температуры.

Ссылки представителя КГУП "Примтеплоэнерго" на противоречие оспариваемых положений нормативного правового акта статье 779 Гражданского кодекса РФ, определяющей содержание договора возмездного оказания услуг, являются несостоятельными, поскольку содержание договора о предоставлении коммунальных услуг определяется Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. Установленный порядок изменения размера платы за отопление при снижении температуры воздуха в жилом помещении свыше допустимых отклонений не отменяет оплату по договору отопления собственником жилого помещения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Гражданского кодекса РФ на основании и во исполнение настоящего Кодекса, иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

Правила являются обязательными для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (пункт 4 статьи 426 Гражданского кодекса РФ).

Доводы заявителя о незаконности данного требования Правил, так как размер перерасчета платы за коммунальные услуги значительно превышает размер начислений за коммунальные услуги и не обеспечивает баланс экономических интересов поставщиков и потребителей, не могут служить основанием для удовлетворения заявления. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ).

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушают прав юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, предоставляющих коммунальные услуги, заявление КГУП "Примтеплоэнерго" не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" о признании частично недействующим пункта 15 раздела VI Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ