ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 мая 2008 г. N ГКПИ08-1212

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре Бараненко Е.Н.,

с участием прокурора Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО "Авиакомпания "Сахалинские Авиатрассы" о признании частично недействующим пункта 99 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82,

установил:

в соответствии с пунктом 99 Правил при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;

два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время;

размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время;

доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;

организация хранения багажа.

Услуги, указанные в настоящем пункте, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.

Открытое акционерное общество "Авиакомпания "Сахалинские Авиатрассы" (сокращенное наименование ОАО "Авиакомпания "САТ") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим пункта 99 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей".

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат действующему законодательству, изданы с превышением полномочий Минтранса России и нарушают права заявителя, который должен бесплатно предоставлять дополнительные услуги.

В суде представитель ОАО "Авиакомпания "САТ" Заболотский А.А. поддержал заявленные требования и пояснил, что положения пункта 99 Правил, предусматривающие бесплатное предоставление пассажирам в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки таких услуг, как:

два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время;

размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время;

доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;

организация хранения багажа - противоречат статье 106 Воздушного кодекса Российской Федерации, статье 20 Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок.

Представители заинтересованных лиц Минтранса России Суханова А.С, Злобин А.А., Тонких С.Р., Котова Н.В., Минюста России Ахвердиева Л.Р. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что положения пункта 99 Правил соответствуют законам Российской Федерации, международным договорам, изданы в пределах полномочий Минтранса России и не нарушают права и законные интересы юридических лиц.

Выслушав объяснения представителя ОАО "Авиакомпания "САТ" Заболотского А.А., представителей заинтересованных лиц Минтранса России Сухановой А.С., Злобина А.А., Тонких С.Р., Котовой Н.В., Минюста России Ахвердиевой Л.Р., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Кротова В.А., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются ее права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть первая статьи 251 ГПК РФ).

Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 27 сентября 2007 г., регистрационный номер 10186, опубликованы в "Российской газете" 10 октября 2007 г. N 225.

Воздушный кодекс Российской Федерации в статье 2 устанавливает, что воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 106 Воздушного кодекса РФ порядок предоставления пассажирам воздушных судов услуг и льгот устанавливается федеральными авиационными правилами.

В соответствии с Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, Минтранс России, являясь федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляет нормативно-правовое регулирование, на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов принимает правила перевозок пассажиров, багажа, груза (п. 5.2.1).

Настоящие Правила определяют условия воздушной перевозки пассажиров, вещей пассажира на основании договора воздушной перевозки, права и обязанности перевозчика, других лиц, участвующих в организации и обеспечении воздушных перевозок, а также пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей.

Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" в разделе VII определяют условия обслуживания пассажиров.

Абзац 1 пункта 99 Правил определяет условия, когда перевозчик предоставляет пассажирам без взимания дополнительной платы определенные услуги, это перерыв в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам. Данные положения Правил соответствуют требованиям Воздушного кодекса РФ, который обязывает перевозчика организовать обслуживание пассажиров при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна. Вынужденная задержка воздушного судна может быть обусловлена метеорологическими условиями, техническими и другими причинами, при отсутствии вины перевозчика (статья 106 Воздушного кодекса РФ).

По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу (статья 103 ВК РФ).

В пункте 2 статьи 106 Воздушного кодекса РФ названы права пассажира, в том числе право на получение таких услуг, как бесплатное пользование комнатой отдыха, комнатой матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете. Однако данный перечень услуг, предоставляемых пассажирам воздушных судов, нельзя считать исчерпывающим, поэтому доводы ОАО "Авиакомпания "САТ" о противоречии пункта 99 Правил статье 106 Воздушного кодекса РФ являются несостоятельными.

Положения абзаца 2 пункта 99 Правил, предусматривающие предоставление пассажирам без взимания дополнительной платы комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет, заявителем не оспариваются.

Что касается других видов услуг, а именно:

два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время;

размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время;

доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;

организация хранения багажа, то их определение законодателем отнесено к полномочиям Минтранса России, который, как указывалось выше, самостоятельно принимает правила перевозок пассажиров, багажа, грузов.

Согласно пункту 7 статье 3 Гражданского кодекса РФ министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Гражданский кодекс РФ в статье 784 определяет, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Федеральные авиационные правила - это нормативные акты, регулирующие отношения в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (статья 2 Воздушного кодекса РФ).

Статья 20 Конвенции об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (заключена в Варшаве 12 октября 1929 г.), предусматривает освобождение перевозчика от ответственности, если он докажет, что им и поставленными им лицами были приняты все необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что им было невозможно их принять.

Из содержания Конвенции следует, что в статье 20 речь идет о возмещении вреда, происшедшего в случае смерти, ранения или всякого другого телесного повреждения, понесенного пассажиром, если несчастный случай, причинивший вред, произошел на борту воздушного судна или во время всяких операций при посадке и высадке.

Положения пункта 99 Правил не регулируют вопросы возмещения вреда пассажирам, а устанавливают перечень услуг, предоставляемых пассажиру при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна, и, следовательно, не могут противоречить нормам международного договора.

Предусмотренные пунктом 99 Правил услуги, предоставляемые пассажирам без взимания дополнительной платы, соответствуют общепризнанным нормам международного права (согласно правилам, действующим в Европейском Союзе, если пассажиру отказывают в посадке на самолет в аэропорту Европейского Союза, то авиакомпания обязана бесплатно оказать ему содействие в виде телефонного звонка по месту назначения; обеспечении едой и напитками соразмерно с временем ожидания; размещение в гостинице, если необходимо дополнительное пребывание в течение одной или двух ночей).

Доводы заявителя о том, что бесплатное предоставление дополнительных услуг, указанных в пункте 99 Правил, влечет причинение ОАО "Авиакомпания "САТ" убытков, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Гражданское законодательство, регулируя отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходит из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (статья 2 ГК РФ).

Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей являются обязательными для всех перевозчиков. В соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса РФ перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Ссылки заявителя на противоречие оспариваемого нормативного правового акта Руководству по обеспечению и учету регулярности полетов воздушных судов гражданской авиации СССР, утвержденному Приказом МГА СССР от 10 января 1990 г. N 6, являются несостоятельными. Суд в порядке нормоконтроля проверяет оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу (статья 253 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти и не нарушают права и законные интересы перевозчиков, заявление ОАО "Авиакомпания "САТ" не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление ОАО "Авиакомпания "Сахалинские Авиатрассы" о признании частично недействующим пункта 99 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ