ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 июня 2008 г. N ГКПИ08-1119

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре Якиной К.А.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карповой Клавдии Игнатьевны, Незамутдиновой Флюры Салаватовны, Степанова Александра Павловича, Губиной Елены Парфирьевны, Макаровой Галины Ильиничны, Мухаметова Камиля Закировича о признании недействующим Постановления Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. N 373 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа",

установил:

пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. N 373 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа" (далее - Постановление) установлено, что нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа (нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения) устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа.

Указанные нормы для соответствующего субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с методикой расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа и не ниже минимально допустимых норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа согласно приложению.

Пунктом 2 Постановления предусмотрено, что расчет нормативов, указанных в пункте 1 данного Постановления, для муниципальных образований осуществляется совместно с газоснабжающими организациями на основании порядка установления нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".

В пункте 3 Постановления указано, что методика расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа утверждается Министерством регионального развития Российской Федерации.

Пунктом 4 Постановления признано утратившим силу ранее действовавшее Постановление от 23 июля 1993 г. N 719.

В приложении к Постановлению приведены минимально допустимые нормы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа.

Постановление опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации, 19 июня 2006 г., N 25, ст. 2733.

Карпова К.И., Незамутдинова Ф.С., Степанов А.П., Губина Е.П., Макарова Г.И., Мухаметов К.З. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании названного Постановления недействующим, ссылаясь на его противоречие статьям 539, 541, 544 Гражданского кодекса РФ, статье 157 Жилищного кодекса РФ, Постановлению Правительства от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", поскольку оно лишает полномочий органов местного самоуправления устанавливать нормативы потребления газа населением меньше предусмотренных оспариваемым актом, предоставляет право установления нормативов потребления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Заявители указали, что на основании оспариваемого нормативного правового акта правительство Оренбургской области, на территории которой они проживают, издало постановление, определив в нем ничтожные условия договора газоснабжения, вынуждающие платить за газ без использования приборов учета газа больше, чем при применении счетчиков, чем нарушаются их права и законные интересы.

В судебном заседании представитель заявителей Карпов Ю.П. поддержал заявленные требования, дополнительно сослался на то, что договор газоснабжения является публичным договором и в силу статьи 426 Гражданского кодекса РФ его условия должны быть одинаковыми для всех потребителей, количество поданного и использованного газа должно определяться только по фактическому его потреблению в соответствии с пунктом 1 статьи 541 названного Кодекса.

Министерство регионального развития Российской Федерации, представляющее интересы Правительства Российской Федерации по поручению от 10 апреля 2008 г., в своих возражениях указало на то, что Правительство Российской Федерации в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ вправе было определить порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг по газоснабжению, на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа, оспариваемое Постановление соответствует требованиям закона, прав и законных интересов заявителей не нарушает.

Выслушав объяснения представителя заявителя Карпова Ю.П., возражения представителей заинтересованного лица Акопян Г.Л. и Екимовой Н.А., проанализировав оспариваемый нормативный правовой акт, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.

В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с названной статьей Кодекса своим Постановлением от 13 июня 2006 г. N 373 определило порядок установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа. Постановление не определяет порядок расчета самих нормативов, а отсылает по этому вопросу к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306.

Пункт 1 Постановления, предусматривающий установление нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа на основании норм потребления не ниже минимально допустимых норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа, указанных в приложении к Постановлению, не нарушает права заявителей.

По своему смыслу такая норма направлена на защиту прав граждан, не позволяя органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать нормы потребления газа, используемые при расчете нормативов потребления для целей определения размера оплаты газа конкретными потребителями, меньше объективно необходимого уровня обеспечения населения газом. Тем самым обеспечивается соблюдение требования пункта 3 статьи 541 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.

Доводы заявителей о несоответствии Постановления статьям 539, 541, 544 Гражданского кодекса РФ необоснованны. Данные статьи Кодекса, предусматривая обеспечение учета потребления энергии, определение количества поданной абоненту и использованной им энергии в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении, оплату энергии за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, одновременно указывают на то, что иное может быть предусмотрено законом или иными правовыми актами (пункт 4 статьи 539, пункт 1 статьи 544).

Статья 157 Жилищного кодекса РФ предусматривает определение объема потребляемых услуг при отсутствии приборов учета исходя из нормативов потребления, утверждаемых по газоснабжению органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Оспариваемое Постановление основано на этих законоположениях, регулирует именно отношения, связанные с порядком определения нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа.

Утверждение представителя заявителей о противоречии оспариваемого Постановления статье 426 Гражданского кодекса РФ, предусматривающей установление одинаковых условий публичного договора для всех потребителей, неосновательно. Данное Постановление в равной мере распространяется на всех потребителей, не имеющих приборов учета газа, и не допускает установление органами государственной власти субъектов Российской Федерации различных условий публичного договора для абонентов, использующих газ для бытового потребления без приборов учета.

Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов заявителей, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ в удовлетворении заявления надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Карповой К.И., Незамутдиновой Ф.С., Степанова А.П., Губиной Е.П., Макаровой Г.И., Мухаметова К.З. отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ