ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 сентября 2007 г. N ГКПИ07-892
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре Якиной К.А.,
с участием прокурора Кротова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш. о признании частично недействующим абзаца восьмого пункта 1.1 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 942,
установил:
Ш. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании абзаца восьмого пункта 1.1 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 942 (в ред. от 20 октября 2006 г.), согласно которому в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" засчитываются периоды службы (работы, учебы) на день увольнения из системы органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации в центральном и территориальных партийных органах и их аппаратах (кроме работы в должностях по хозяйственному и техническому обслуживанию), а также на освобожденных выборных должностях в парткомах органов прокуратуры до 14 марта 1990 г. при условии, что этому периоду непосредственно предшествовала и за ним непосредственно следовала служба (работа) в органах или учреждениях прокуратуры.
По мнению заявителя, приведенная норма в части, ограничивающей включение периода работы в партийных органах в выслугу лет условием, чтобы этому периоду непосредственно предшествовала и за ним непосредственно следовала служба (работа) в органах или учреждениях прокуратуры, противоречит названному выше Закону Российской Федерации и Указу Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 1413 "Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих", не содержащим такого ограничения, и нарушает его права, поскольку при увольнении из органов прокуратуры ему на основании данной нормы выслуга лет была исчислена без учета пятилетнего периода работы в райкоме партии и пенсия за этот период не начислена.
В судебном заседании Ш. поддержал заявленное требование, ссылаясь на то, что федеральный закон не запрещает включать партийный стаж в выслугу лет.
Представитель Правительства Российской Федерации Ковпак С.В. указал в своих возражениях на то, что прокурорская служба не отнесена к государственной гражданской службе, на прокуроров и следователей действие Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", на основании которого издан Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 1413, не распространяется, поэтому Положение в оспариваемой части не может противоречить этому Указу, оно принято Правительством Российской Федерации в пределах своей компетенции и определяет порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Выслушав объяснения заявителя и представителя заинтересованного лица, проверив оспариваемую норму на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего отказать в удовлетворении заявления, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленное требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований данного Федерального закона.
Пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих производится в настоящее время на основании Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Из анализа статьи 15 этого Федерального закона во взаимосвязи с его статьей 2, включающей прокурорских работников в понятие "военнослужащие", следует, что пенсионное обеспечение прокурорских работников осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", устанавливающим для лиц, несущих военную службу и службу в правоохранительных органах, право на получение пенсии за выслугу лет, являющуюся по своему характеру специальным трудовым стажем, приобретаемым в процессе такой службы.
Статья 54 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" относит к прокурорским работникам прокуроров и следователей, а также других работников органов и учреждений прокуратуры, имеющих классные чины (воинские звания). В соответствии с пунктом 2 статьи 44 этого Закона пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей; пенсионное обеспечение иных прокурорских работников осуществляется в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении государственных служащих.
Таким образом, на прокурорских работников, указанных в приведенной норме, распространяется действие Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 и принятого в его развитие Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (в ред. от 18 августа 2007 г.), которые устанавливают виды пенсий, условия, определяющие право на их получение, размеры пенсий, порядок их назначения и выплаты.
В статье 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 и в Постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 определены периоды службы (работы, учебы), засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсии лицам, на которых распространяется действие этих нормативных правовых актов. Работа в центральных и территориальных органах и их аппаратах, а также на освобожденных выборных должностях в парткомах в указанные периоды не включена.
Положение, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 942, согласно его пункту 1, определяет особенности исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий прокурорам, следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям.
На других работников органов и учреждений прокуратуры, относящихся к прокурорским работникам, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении государственных служащих, данное Положение не распространяется.
Положение определяет порядок исчисления выслуги лет для указанной в нем категории прокурорских работников не произвольно, а в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, конкретизирует и дополняет его положения, позволяя засчитывать в выслугу лет периоды работы (службы) в других должностях, не упомянутых в вышеназванных нормативных правовых актах.
Абзац восьмой пункта 1.1 Положения предусматривает включение в выслугу лет периодов службы (работы, учебы) в центральном и территориальных партийных органах и их аппаратах (кроме работы в должностях по хозяйственному и техническому обслуживанию), а также на освобожденных выборных должностях в парткомах органов прокуратуры до 14 марта 1990 г. при условии, что этому периоду непосредственно предшествовала и за ним непосредственно следовала служба (работа) в органах или учреждениях прокуратуры. Данная норма, независимо от содержащегося в ней ограничительного условия, расширяет перечень периодов работы (службы), включаемых в специальный трудовой стаж, приобретаемый в процессе службы в органах и учреждениях прокуратуры, в связи с чем не может рассматриваться как ограничивающая право на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Ссылка заявителя в обоснование своих требований на Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 1413 "Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих" лишена оснований.
Указ издан в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", определяет периоды службы (работы), включаемые в стаж государственной службы федеральных государственных служащих для назначения пенсии за выслугу лет на основании этого Федерального закона; вопросы определения специального стажа (выслуги лет), учитываемого при назначении пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, он не затрагивает.
Отсутствие в федеральном законе запрета включать партийный стаж в специальный стаж службы в правоохранительных органах, на что ссылается заявитель, не означает обязанности Правительства Российской Федерации предусмотреть включение стажа партийной работы без какой-либо оговорки в выслугу лет для назначения пенсий прокурорским работникам.
Поскольку закрепленная в абзаце восьмом пункта 1.1 Положения норма, ограничивающая указанным в ней условием возможность включения периодов работы в партийных органах в выслугу лет для назначения пенсии прокурорским работникам, не противоречит федеральному закону, в развитие которого она издана, или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявления надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления Ш. отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ