ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 8 июня 2007 г. N ГКПИ07-509

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    судьи Верховного Суда
    Российской Федерации                            Толчеева Н.К.,
    при секретаре                                     Якиной К.А.,
    с участием прокурора                             Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании частично недействующим пункта 11 разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N 1 "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N 17,

установил:

К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, поданным его законным представителем - Коноваловым В.И., об оспаривании пункта 11 разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. N 1 "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности" (далее - Разъяснение), утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. N 17, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 мая 2003 г. за N 4554, в части, устанавливающей, что причина инвалидности с формулировкой "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" определяется гражданам, указанным в пункте 2 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В обоснование своего требования заявитель указывает на то, что ограничение круга лиц, которым определяется причина инвалидности с такой формулировкой, только категорией граждан, перечисленных в пункте 2 части первой статьи 13 названного Закона, не соответствует требованиям статьи 19 Конституции Российской Федерации, поскольку ставит в неравное с ними положение граждан, указанных в других пунктах части первой этой же статьи Закона, не позволяет установить ему, являющемуся инвалидом с детства в связи с генетическими последствиями радиационного воздействия вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, причину инвалидности с формулировкой "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС".

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в своих возражениях ссылается на то, что в оспариваемом пункте отражены нормы части первой статьи 13 Закона, в пункте 2 которой определен круг лиц, которые признаются инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.

Представитель заявителя Коновалов В.И. в судебном заседании поддержал заявленные требования, пояснив, что оспариваемая норма не позволяет его сыну, К., получать по достижении им 18 лет в связи с инвалидностью возмещение вреда и меры социальной поддержки в том же объеме, в каком их получают граждане, перечисленные в пункте 2 части первой статьи 13 Закона.

Выслушав объяснения законного представителя заявителя Коновалова В.И., представителей Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Кузнецовой Е.А., Шароновой В.Н. и Министерства юстиции Российской Федерации Мокровой Е.А., проверив оспариваемую норму на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определены в пунктах 1 - 12 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". При этом в пункте 2 названы инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения; граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации; граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности.

В остальных пунктах части первой статьи 13 Закона перечислены иные категории граждан, признаваемых подвергшимися воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы и имеющих в связи с этим право на возмещение вреда и меры социальной поддержки в зависимости от той категории, в которую они входят.

Согласно пункту 11 Разъяснения причина инвалидности с формулировкой "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" определяется гражданам, указанным в пункте 2 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Данное разъяснение полностью соответствует требованиям части первой статьи 13 Закона, поскольку именно в пункте 2 части первой этой статьи определен круг лиц, признаваемых инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.

Необоснованной является ссылка заявителя на нарушение конституционного принципа равенства, который не препятствует установлению различий в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям. Дифференциация причин инвалидности в зависимости от категории, к которой отнесены граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, основана на вышеназванной статье Закона, не признанной неконституционной.

Требования заявителя, по сути, сводятся к устранению различий в правовом статусе граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы и ставших инвалидами, что противоречит нормам Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Пункт 11 разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N 1 не противоречит указанному Закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов заявителя не нарушает, в связи с чем согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления К. отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ