ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 24 апреля 2007 г. N ГКПИ07-216

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    судьи Верховного Суда
    Российской Федерации                         Романенкова Н.С.,
    при секретаре                                  Бараненко Е.Н.,
    с участием прокурора                           Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ф. о признании недействующим пункта 21 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 23 ноября 2004 г. N 194-э/12,

установил:

согласно пункту 21 Методических указаний в случае, если тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям по группе населения установлен регулирующим органом (ФСТ России) дифференцированно с учетом и без учета расходов на эксплуатацию внутридомовых сетей, розничные цены также устанавливаются с учетом и без учета расходов на эксплуатацию внутридомовых сетей.

Гражданин Ф. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 21 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "О газоснабжении в Российской Федерации", поскольку оплата гражданином стоимости газа по договору газоснабжения должна охватывать также деятельность газоснабжающей организации по эксплуатации внутридомовых сетей. Положения пункта 21 Методических указаний об установлении розничных цен на газ дифференцированно с учетом и без учета расходов на эксплуатацию внутридомовых сетей нарушают его права, т.к. он вынужден вступать в два договорных обязательства: по передаче газа через присоединенную сеть и по техническому обслуживанию газовых сетей, вместо того чтобы участвовать в одном договоре газоснабжения.

При государственном регулировании розничных цен на газ, реализуемый населению, должны учитываться затраты газоснабжающей организации по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности газовых сетей, приборов учета потребления газа.

Заявитель Ф. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители заинтересованных лиц ФСТ России Мецаев Б.К., Степаненко И.Г., Лупинос А.Ю., Минюста России Мокрова Е.А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили в суде, что Методические указания изданы компетентным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги). Положения пункта 21 Методических указаний соответствуют действующему законодательству в сфере государственного регулирования цен и не нарушают права потребителей.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц ФСТ России Мецаева Б.К., Степаненко И.Г., Лупиноса А.Ю., Минюста России Мокровой Е.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть первая статьи 251 ГПК РФ).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 23 ноября 2004 г. N 194-э/12 утверждены Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению.

Настоящий нормативный правовой акт прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 декабря 2004 г., регистрационный номер 6212; опубликован в "Российской газете" N 286, 24.12.2004, "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 52, 27.12.2004.

Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, устанавливают единый для всех регионов Российской Федерации порядок формирования розничных цен на газ, реализуемый населению.

Гражданский кодекс Российской Федерации в части 1 статьи 424 устанавливает, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации", определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, предусматривает регулирование цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа (статья 21).

Розничные цены на газ, реализуемый населению, подлежат государственному регулированию на территории Российской Федерации (пункт 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги о его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021).

В соответствии с пунктом 5.2.1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 332, ФСТ России принимает методические указания по расчету регулируемых цен на газ.

Розничная цена на газ - это цена на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных потребностей.

Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации определяют принципы формирования цен на газ, добываемый на территории Российской Федерации, и тарифов на услуги по его транспортировке по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям.

Пункт 21 Методических указаний ставит возможность установления розничных цен на газ с учетом и без учета расходов на эксплуатацию внутридомовых сетей в зависимости от наличия дифференциации тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям с учетом и без учета расходов на эксплуатацию внутридомовых сетей.

Такая методика государственного регулирования цен на газ не противоречит действующему законодательству.

Вопросы ценообразования нормами гражданского права не регулируются.

В соответствии с частью 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности газовых сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на газоснабжающую организацию в случае, когда абонентом по договору газоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (часть 2 статьи 543 ГК РФ).

Данная норма Гражданского кодекса Российской Федерации допускает иное регулирование отношений по договору газоснабжения, если это установлено законом или иными правовыми актами. Содержание ее не означает, что гражданин, выступающий потребителем через присоединенную сеть, не должен соблюдать правила техники безопасности при пользовании энергией, поддерживать в исправном состоянии механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в жилом помещении (квартире), и не должен нести бремя расходов по содержанию данного оборудования.

Жилищный кодекс Российской Федерации в части 3 статьи 30 обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного жилого помещения.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 утверждены такие Правила.

Коммунальные услуги предоставляются гражданам на основании договора.

Коммунальные услуги включают услуги: по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению и имеют целью обеспечить комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором (пункт 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

Особенности газоснабжения потребителей по присоединенной сети регламентированы пунктами 92 - 95 настоящих Правил.

Так, согласно пункту 95 Правил газоснабжение потребителя, проживающего в жилом помещении, осуществляется при условии надлежащего содержания и ремонта внутридомового газового оборудования специализированной организацией.

Таким образом, наличие самостоятельных договорных отношений по поставке газа через присоединенную сеть и по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования не может рассматриваться как нарушение гражданских прав.

Как пояснили в суде представители ФСТ России Мецаев Б.К., Лупинос А.Ю., в настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты, предусматривающие установление тарифов по транспортировке газа по газораспределительным сетям дифференцированно с учетом или без учета расходов на эксплуатацию внутридомовых сетей.

Следовательно, розничная цена на газ устанавливается без учета расходов на эксплуатацию внутридомовых сетей.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным федеральным органом исполнительной власти и не нарушают права граждан как потребителей коммунальных услуг, заявление Ф. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Ф. о признании недействующим пункта 21 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 23 ноября 2004 г. N 194-э/12, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ