ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 января 2008 г. N ГКПИ07-1380

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре Якиной К.А.,

с участием прокурора Федотовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям ООО "Игенс" и 000 "Часпромсервис" о признании частично недействующим пункта 7 Приказа Федеральной таможенной службы от 19 апреля 2007 года N 489 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней",

установил:

пунктом 7 Приказа Федеральной таможенной службы от 19 апреля 2007 года N 489 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней" (далее - Приказ) установлено, что таможенные органы, не указанные в пункте 1 данного Приказа, не обладают компетенцией по совершению таможенных операций в отношении товаров, указанных в приложении N 2, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 8 этого Приказа. В приложении N 2 к таким товарам отнесены, в частности, часы и их части с содержанием драгоценных металлов и/или драгоценных камней, классифицируемые кодами товарной группы 91 ТН ВЭД России.

ООО "Игенс" и ООО "Часпромсервис" обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлениями, объединенными судом в одно производство, о признании пункта 7 Приказа недействующим в части, лишающей таможенные органы на территории Особой экономической зоны в Калининградской области права таможенного оформления товаров из товарной группы 91 (часы с драгоценными металлами и драгоценными камнями), ссылаясь на то, что изданный нормативный правовой акт в указанной части противоречит части 2 статьи 8 и статье 23 Федерального закона от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", устанавливающим особенности применения режима свободной экономической зоны в 10-летний переходный период, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

Выслушав объяснения представителей заявителей Пасько С.А. и Егорову Л.К., поддержавших заявленные требования, возражения представителя Федеральной таможенной службы Наумова А.А., указавшего на то, что ФТС России вправе создавать специализированные таможенные органы для выполнения некоторых функций либо совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров, и представителя Министерства юстиции Российской Федерации Каравичева В.А., считавшего изданный Приказ законным, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., просившей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 402 Таможенного кодекса РФ компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

Федеральная таможенная служба, согласно пункту 1 Положения о ней, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 459, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела.

Федеральная таможенная служба, реализуя предоставленные ей полномочия, издала Приказ от 19 апреля 2007 г. N 489, в пункте 1 которого определены специализированные таможенные органы, чья компетенция ограничивается исключительно совершением таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней.

Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 мая 2007 г. за N 9478, опубликован в "Российской газете" от 26 мая 2007 г. N 111.

Как следует из преамбулы Приказа, он издан в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", Указами Президента Российской Федерации от 30 ноября 2002 г. N 1373 "Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации природных алмазов и бриллиантов" и от 21 июня 2001 г. N 742 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней".

Пунктом 2 статьи 10 упомянутого Федерального закона предусмотрено, что государственное регулирование отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения осуществляется посредством определения Президентом Российской Федерации порядка ввоза и вывоза драгоценных металлов и драгоценных камней; особого порядка таможенного контроля за ввозом на территорию Российской Федерации и вывозом с территории Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней, а также изделий из них.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней.

Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 742, на основании которого издан оспариваемый Приказ, утверждено Положение о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы.

В силу пункта 1 названного Положения оно не распространяется на ввоз на территории особых экономических зон, свободных таможенных зон и свободных складов, вывоз с территорий этих зон и складов драгоценных металлов, драгоценных камней и товаров, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни; порядок их ввоза и вывоза устанавливается специальными решениями Президента Российской Федерации. Пунктом 45 этого Положения определено, что создание специализированных таможенных постов и специализированных отделов таможенных органов Российской Федерации, которые производят таможенное оформление драгоценных металлов и драгоценных камней, осуществляется Федеральной таможенной службой по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Специальное решение по указанному вопросу на настоящее время Президентом Российской Федерации не принято.

При отсутствии правового регулирования ввоза на территории особых экономических зон и вывоза с территорий этих зон драгоценных металлов, драгоценных камней и товаров, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, у Федеральной таможенной службы не имелось оснований для создания на территориях особых экономических зон специализированных таможенных постов, осуществляющих таможенные операции в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней.

Приказ Федеральной таможенной службы от 19 апреля 2007 г. N 489, как видно из его содержания, не определяет порядок таможенного оформления драгоценных металлов и драгоценных камней на территориях особых экономических зон. Пункт 7 этого Приказа не исключает возможности создания на таких территориях специализированных таможенных постов, чья компетенция может определяться лишь в соответствии со специальными решениями Президента Российской Федерации, регламентирующими ввоз на территории особых экономических зон и вывоз с территорий этих зон драгоценных металлов, драгоценных камней и товаров, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни.

Доводы заявителей о нарушении требований части 2 статьи 8 и статьи 23 Федерального закона от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" являются необоснованными. Названные нормы Закона, определяющие особенности применения таможенного режима свободной таможенной зоны в переходный период 10 лет, не касаются вопросов таможенного оформления драгоценных металлов и драгоценных камней, порядка их ввоза и вывоза, а также не подменяют и не изменяют правовое регулирование по этим вопросам, осуществленное вышеназванными Федеральными законами и Указами Президента Российской Федерации.

Оснований для признания оспариваемой нормы противоречащей федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не имеется, в связи с чем согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ в удовлетворении заявлений надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявлений ООО "Игенс" и ООО "Часпромсервис" отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ