ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 января 2008 г. N ГКПИ07-1364

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре Бараненко Е.Н.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о признании недействующим абзаца второго пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 561 "Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 г. органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами",

установил:

в соответствии с абзацем вторым пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 561 "Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 г. органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами" количество автомобилей определяется пропорционально числу инвалидов, поставленных органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению автомобилями, исходя из размера средств, выделенных из федерального бюджета в текущем году на указанные цели.

Представитель по доверенности заявителя М. гражданин Сладких Л.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца второго пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 561 "Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 г. органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами".

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта изданы Правительством Российской Федерации с превышением полномочий, предоставленных ему Федеральным законом "О ветеранах", и нарушают права инвалидов.

М. и его представитель извещены о времени и месте судебного заседания, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять его интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (поручение от 7 ноября 2007 г. N ДМ-П12-5545).

Представители Правительства РФ Кузнецова Е.А., Люкшин Н.Н. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав инвалидов на обеспечение транспортными средствами.

Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица Правительства РФ Кузнецовой Е.А., Люкшина Н.Н., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть первая статьи 251 ГПК РФ).

Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 37, 10.09.2007; "Российской газете" N 201, 12.09.2007.

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 561 издано в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" инвалиды войны имели право при наличии медицинских показаний на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств, тип которых и срок пользования которыми устанавливался Правительством Российской Федерации.

Статьей 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" также было установлено, что инвалиды, в том числе дети-инвалиды, достигшие пятилетнего возраста, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются транспортными средствами (легковыми автомобилями, включая автомобили с ручным управлением, или мотоколясками).

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ с 1 января 2005 г. подпункт 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" и статья 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признаны утратившими силу.

В рамках перехода к новой системе социальной поддержки населения в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ основная часть ранее предоставлявшихся инвалидам Великой Отечественной войны льгот была заменена на ежемесячную денежную выплату.

При этом федеральный законодатель закрепил правило о том, что при переходе к новой системе социальной защиты граждан должны вводиться эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого ее уровня с учетом специфики правового, имущественного положения граждан, а также других обстоятельств (преамбула); при изменении с 1 января 2005 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан ранее в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены (статья 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).

Правительство Российской Федерации установило, что автомобили предоставляются бесплатно за счет средств федерального бюджета инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий, а также участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), имеющим медицинские показания на бесплатное получение автомобилей и впервые поставленным до 1 января 2005 г. органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению автомобилями в соответствии с действовавшими до указанной даты законодательными и иными нормативными правовыми актами (пункт 1 Постановления Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. N 561).

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав) как распорядитель бюджетных средств, выделенных на обеспечение инвалидов войны транспортными средствами, представляет в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации для утверждения предложения по количеству автомобилей для обеспечения инвалидов в текущем году (с распределением по субъектам Российской Федерации).

В абзаце втором пункта 5 Постановления предусмотрено, что количество автомобилей определяется пропорционально числу инвалидов, поставленных органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению автомобилями, исходя из размера средств, выделенных из федерального бюджета в текущем году на указанные цели.

Данные положения оспариваемого нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству.

Обеспечение инвалидов Великой Отечественной войны, поставленных до 1 января 2005 г. органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами за счет средств федерального бюджета, является обязанностью Российской Федерации.

В этих целях в Федеральном законе от 19 декабря 2006 г. N 238-Ф3 "О федеральном бюджете на 2007 год" Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию на обеспечение инвалидов транспортными средствами было выделено 835076,7 тыс. рублей (приложение 10. Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2007 год).

В Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" также предусмотрено выделение средств Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию на обеспечение инвалидов транспортными средствами в 2008 году - 905076,7 тыс. рублей (приложение 28. Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2008 год); в 2009 году - 955376,7 тыс. рублей и в 2010 году - 1005176,7 тыс. рублей (приложение 31. Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2009 - 2010 годы).

Таким образом, федеральный законодатель предусматривает в расходных обязательствах Российской Федерации ежегодное выделение денежных средств на обеспечение инвалидов транспортными средствами.

Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" к полномочиям Правительства Российской Федерации относит обеспечение проведения единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения (статья 16), поэтому являются несостоятельными доводы заявителя об издании Правительством Российской Федерации оспариваемого нормативного правового акта с превышением полномочий.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, положение пункта 9 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, которым признается утратившим силу подпункт 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах", в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающее обязанность Российской Федерации обеспечить инвалидам Великой Отечественной войны - при наличии установленных до 1 января 2005 года соответствующих медицинских показаний - как лицам с особым правовым статусом, вытекающим из признания их заслуг перед Отечеством, бесплатную замену транспортного средства по истечении семи лет его эксплуатации, если оно было получено до 1 января 2005 года в качестве технического средства реабилитации, либо установить адекватную денежную компенсацию данной льготы (определение от 17 июля 2007 г. N 624-О-П).

Положения абзаца второго пункта 5 Постановления определяют деятельность федерального органа исполнительной власти, который осуществляет функции по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для инвалидов войны, и не противоречат выявленному в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2007 г. N 624-О-П конституционно-правовому смыслу положений пункта 9 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

Доводы заявителя о неисполнении решения суда о выделении М. автомобиля "Ока" в качестве средства реабилитации не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований об оспаривании нормативного правового акта, поскольку Постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 561 не регулирует вопросы исполнительного производства.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и не нарушают прав инвалидов войны на бесплатное получение в пользование в качестве средств реабилитации транспортных средств, заявление М. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление М. о признании недействующим абзаца второго пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 561 "Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 г. органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами" - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ