ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 января 2008 г. N ГКПИ07-1356
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре Бараненко Е.Н.,
с участием прокурора Федотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д. о признании частично недействующими пунктов 8.2 и 23 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 16/19па,
установил:
в соответствии с пунктом 8.2 Перечня к заявлению участников Великой Отечественной войны о назначении пенсии по инвалидности прилагаются документы:
удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству;
об установлении инвалидности и о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
о признании участником Великой Отечественной войны.
Кроме того, в необходимых случаях прилагаются документы:
о нетрудоспособных членах семьи;
подтверждающие нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении;
о месте пребывания или фактического проживания;
подтверждающие место постоянного жительства гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Участие в Великой Отечественной войне подтверждается удостоверениями участника войны, выданными лицам, указанным в подпунктах "а" - "ж", "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", в соответствии с Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978 г. N 907, от 27 февраля 1981 г. N 220, от 14 мая 1985 г. N 416, либо удостоверением ветерана Великой Отечественной войны установленного образца, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. N 1122 (пункт 23 Перечня).
Гражданин Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующими пунктов 8.2 и 23 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в той части, в какой они препятствуют назначению второй пенсии (по инвалидности) бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, ставшим инвалидами, по причине отсутствия у них удостоверения участника войны.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта препятствуют назначению второй пенсии (по инвалидности) бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, ставшим инвалидами, по причине отсутствия у них удостоверения участника войны, противоречат пункту 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и нарушают его права.
В суде представитель Д. по доверенности Балакишеев В.И. поддержал заявленные требования и пояснил, что в соответствии с действующим законодательством имеются все основания для назначения второй пенсии (по инвалидности) Д., а оспариваемые положения Перечня препятствуют ее назначению.
Представители заинтересованных лиц Минздравсоцразвития России Карпова Т.В., Вилкова С.М., Пенсионного фонда Российской Федерации Гусева В.В., Боева Л.П., Ткаченко О.А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству Российской Федерации и не нарушают прав бывших несовершеннолетних узников фашизма.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц Минздравсоцразвития России Карповой Т.В., Вилковой С.М., Пенсионного фонда Российской Федерации Гусевой В.В., Боевой Л.П., Ткаченко О.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть первая статьи 251 ГПК РФ).
Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной архивной службой России утвердили Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (Постановление от 27 февраля 2002 г. N 16/19па).
Настоящий нормативный правовой акт прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 мая 2002 г., регистрационный номер 3488, опубликован в "Российской газете" N 100, 05.06.2002, "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 26, 01.07.2002.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и частью 2 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 г. N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Минтруду России и Пенсионному фонду Российской Федерации поручено утвердить Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно Перечню к заявлению о назначении пенсии по инвалидности должны быть приложены документы в зависимости от категории обратившегося за указанной пенсией.
Так, участники Великой Отечественной войны к заявлению о назначении пенсии по инвалидности прилагают документы:
удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству;
об установлении инвалидности и о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
о признании участником Великой Отечественной войны.
Следовательно, в пункте 8.2 Перечня определены документы, которые должны быть приложены к заявлению о назначении пенсии по инвалидности участникам Великой Отечественной войны по нормам Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Участие в Великой Отечественной войне подтверждается удостоверениями участника войны, выданными лицам, указанным в подпунктах "а" - "ж", "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", в соответствии с Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978 г. N 907, от 27 февраля 1981 г. N 220, от 14 мая 1985 г. N 416, либо удостоверением ветерана Великой Отечественной войны установленного образца, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. N 1122 (пункт 23 Перечня).
В данном пункте Перечня указаны документы, которые подтверждают статус лица, обратившегося за назначением пенсии по инвалидности.
Данная норма Перечня соответствует абзацу 8 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", которая определяет, какие категории граждан относятся к участникам Великой Отечественной войны - граждане, указанные в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах".
В статьях 14 и 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" определены меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, к числу таких мер относятся льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, определение круга лиц, имеющих право на получение двух видов пенсий, является прерогативой законодателя.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" участникам Великой Отечественной войны может устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная статьей 16 данного Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" бывших несовершеннолетних узников фашизма не относит к числу лиц, пользующихся такой льготой, как возможность получения одновременно двух пенсий.
Пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Из содержания данной нормы права не следует, что бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на одновременное получение двух пенсий.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают права бывших узников фашизма, заявление Д. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Д. о признании частично недействующими пунктов 8.2 и 23 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 16/19па, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ