ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 января 2008 г. N ГКПИ07-1198

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Степанищеве А.В.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П. о признании недействующим образца списка членов регионального отделения политической партии - приложения к Приказу Федеральной регистрационной службы от 25 апреля 2007 года N 60 "Об утверждении образцов документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения",

установил:

Приказом Федеральной регистрационной службы от 25.04.2007 N 60 "Об утверждении образцов документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения" утверждены образцы документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения, в т.ч. образец списка членов регионального отделения политической партии (приложение к Приказу). Приказ зарегистрирован Минюстом России 05.06.2007, регистрационный N 9600, официально опубликован в "Российской газете", N 129, 20.06.2007, а также размещен на официальном сайте Росрегистрации в информационно-коммуникационной сети общего пользования (Интернет).

П. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим образца списка членов регионального отделения политической партии, утвержденного этим Приказом.

В обоснование заявления указал, что образец списка в части указания данных о каждом члене регионального отделения политической партии, а именно: фамилии, имени, отчества, даты рождения, гражданства, адреса проживания, контактного телефона, противоречит Федеральному закону "О политических партиях", которым не предусмотрено представление списка членов партии для государственной регистрации, а также запрещено требовать от граждан Российской Федерации при представлении официальных сведений о себе указывать членство в политической партии или отсутствие такового. Информация о членах политической партии, представляемая для сведения в уполномоченные органы, относится к информации с ограниченным доступом, разглашение которой без согласия соответствующих членов политической партии влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Данный Федеральный закон не наделил федеральный уполномоченный орган правом утверждать образец списка, а лишь поручил утвердить и опубликовать образцы документов, необходимых для государственной регистрации.

Заявитель полагает, что образец списка также противоречит Федеральному закону "О персональных данных" от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ, нарушает его право на конфиденциальность персональных данных и неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

В судебном заседании заявитель предъявленное требование поддержал и пояснил, что оспариваемый нормативный акт нарушает его права как члена партии, уполномоченного лица и секретаря Центрального Совета политической партии "Великая Россия".

Представители Федеральной регистрационной службы (Росрегистрация) Зеленская Е.С., Гусева М.Х., представитель Министерства юстиции РФ Косенкова О.А. с данным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, ссылаясь на то, что оспариваемый образец списка действующему законодательству РФ не противоречит и прав заявителя не нарушает.

Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд РФ находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 18 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон) установлен перечень документов, представляемых для государственной регистрации регионального отделения политической партии (п. 1), в который включен список членов регионального отделения политической партии (пп. "ж" пункта 1 статьи 18).

Образцы документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения согласно пункту 6 статьи 20 Федерального закона утверждает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политических партий.

Таким органом исполнительной власти в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной регистрационной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы" является Росрегистрация.

Таким образом, Росрегистрация утвердила образцы документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения, в т.ч. образец списка членов регионального отделения политической партии, в соответствии с предоставленными ей Федеральным законом полномочиями.

Довод заявителя о том, что требование об указании в списке данных о каждом члене регионального отделения политической партии, а именно: фамилии, имени, отчества, даты рождения, гражданства, адреса проживания, контактного телефона, противоречит Федеральному закону "О политических партиях", суд считает необоснованным.

Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган при установлении соответствия документов, необходимых для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, требованиям настоящего Федерального закона принимает решение о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

В случае, если территориальным органом федерального уполномоченного органа установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации регионального отделения политической партии документах информация не соответствует требованиям Закона, региональному отделению политической партии может быть отказано в государственной регистрации (пп. "б" п. 2 ст. 20 Закона).

По смыслу приведенных правовых норм, регистрация политической партии и ее региональных отделений есть акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, заключающийся во внесении в государственный реестр сведений о создании политической партии, свидетельствующих о том, что она отвечает требованиям Федерального закона "О политических партиях".

Данные требования сводятся к тому, что в региональном отделении должно состоять не менее 500 членов (пункт 3 статьи 3), членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства (пункт 2 статьи 23), гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии, член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания (пункт 6 статьи 23).

В силу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 16 июля 2007 г. N 11-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 3, 18 и 41 Федерального закона "О политических партиях" в связи с жалобой политической партии "Российская коммунистическая рабочая партия - Российская партия коммунистов" информация, предоставление которой предусматривается подпунктом "ж" пункта 1 статьи 18 Закона, служит исключительно целям реализации установленных Законом полномочий государственных органов по регистрации региональных отделений политических партий и осуществлению в установленных Конституцией Российской Федерации и Законом пределах контроля за их деятельностью и не может быть использована в иных целях, в том числе для ограничения прав и свобод членов политических партий, реализуемых ими индивидуально или в коллективной форме, либо для предоставления им каких-либо преимуществ.

Учитывая изложенное, суд считает, что указание в образце списка данных о фамилии, имени, отчестве, дате рождения, гражданстве, адресе проживания и контактном телефоне не противоречит Федеральному закону, поскольку направлено на реализацию законных полномочий Росрегистрации по проверке содержащихся в представленных документах сведений о членах политических партий на соответствие нормам Федерального закона.

Довод заявителя о противоречии образца списка Федеральному закону "О персональных данных" нельзя признать обоснованным.

Статьей 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" установлено, что обработка персональных данных членов (участников) общественного объединения осуществляется соответствующим общественным объединением, действующим в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных.

Под распространением персональных данных этим Законом понимаются действия, направленные на передачу персональных данных определенному кругу лиц или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом (пункт 4 статьи 3).

Федеральный закон "О политических партиях", вводя подпунктом "ж" пункта 1 статьи 18 требование представлять для государственной регистрации регионального отделения политической партии список его членов, одновременно в пункте 6 статьи 19 указывает, что эта информация предназначена для сведения данного органа и относится к информации с ограниченным доступом, разглашение которой без согласия соответствующих членов политической партии влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" распространение информации - это действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Таким образом, представление для государственной регистрации регионального отделения политической партии списка его членов ни распространением, ни разглашением персональных данных не является и, следовательно, согласия субъектов персональных данных в этом случае не требуется. Оспариваемое положение Приказа Федеральной регистрационной службы от 25 апреля 2007 года N 60 не нарушает прав и законных интересов заявителя, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления П. отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА