ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 29 ноября 2006 г. N ГКПИ06-856

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    судьи Верховного Суда
    Российской Федерации                             Зайцева В.Ю.,
    при секретаре                                 Семерневой В.А.,
    с участием прокурора                             Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. об оспаривании пункта 11 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 789,

установил:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 789 утверждено Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание (далее - Положение).

Пункт 8 Положения содержит перечень документов, которые иностранный гражданин (лицо без гражданства) должен представить при подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание.

В пункте 9 Положения перечислены документы, предоставляемые иностранными гражданами, имеющими право на получение разрешения на временное проживание без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты, помимо документов, указанных в пункте 8 Положения.

Пунктом 11 Положения установлено, что указанные в пункте 9 данного Положения лица также представляют документ, подтверждающий наличие у них жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, или согласие граждан Российской Федерации, достигших совершеннолетнего возраста и зарегистрированных по месту жительства на территории Российской Федерации, предоставить им для проживания жилое помещение.

Гражданка Украины Б., 1932 года рождения, уроженка г. Перми, находящаяся на иждивении своего сына Б., являющегося гражданином Российской Федерации и проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным пункта 11 Положения.

В заявлении указано, что пункт 11 Положения не соответствует пункту 3 статьи 6 и пункту 9 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и нарушает право Б., члена семьи гражданина Российской Федерации, на совместное проживание и ведение общего хозяйства с членом своей семьи. На основании оспариваемой нормы Положения органы ФМС России по городу Москве отказали Б. в оформлении разрешения на временное проживание по мотивам отсутствия у заявительницы жилого помещения.

В судебном заседании Б. и ее представитель Б. поддержали доводы заявления и просили признать недействующим пункт 11 Положения по отношению к лицам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 3 статьи 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Б. также пояснил суду, что Положение в оспариваемой части противоречит статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку нарушает право на уважение частной и семейной жизни заявительницы, которая находится на его иждивении.

Представители Правительства Российской Федерации Мешкова Н.О. и Лопаткин Е.Б. требование Б. не признали и просили суд отказать в его удовлетворении за необоснованностью, ссылаясь на то, что пункт 11 Положения не противоречит законодательству Российской Федерации и права заявительницы не нарушает.

При этом в поступивших в суд письменных возражениях Правительства Российской Федерации относительно требования заявительницы указано, что ни законом, ни Положением не предусмотрено в качестве основания для отказа иностранному гражданину в выдаче разрешения на временное проживание отсутствие у него документов, предусмотренных пунктом 11 Положения.

Выслушав объяснения Б. и ее представителя, представителей Правительства Российской Федерации и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., просившего отказать заявительнице в удовлетворении ее требования, суд находит, что заявление Б. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации и отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон).

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 3 статьи 6 Закона иностранному гражданину, родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации, либо признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации, разрешение на временное проживание в Российской Федерации может быть выдано без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты.

Согласно пункту 4 названной статьи территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.

Перечень оснований отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание приведен в статье 7 Закона и носит исчерпывающий характер. Следовательно, иностранному гражданину, имеющему право на получение разрешения на временное проживание без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты, может быть отказано в выдаче такого разрешения лишь при наличии оснований, предусмотренных данной нормой Закона.

Между тем указанная статья Закона не содержит такого основания для отказа в выдаче разрешения на временное проживание как непредставление иностранным гражданином документа, подтверждающего наличие у него жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, или согласие граждан Российской Федерации, достигших совершеннолетнего возраста и зарегистрированных по месту жительства на территории Российской Федерации, предоставить ему для проживания жилое помещение.

Более того, в силу пункта 9 статьи 7 Закона разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Из приведенной нормы следует, что до истечения трех лет со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию отсутствие у него жилого помещения по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, не является основанием отказа в выдаче разрешения на временное проживание.

Возложение же на иностранного гражданина обязанности по представлению документов, перечисленных в пункте 11 Положения, фактически приводит к расширению установленного законом перечня оснований отказа в выдаче разрешения на временное проживание, чего Правительство Российской Федерации в рамках делегированных ему федеральным законодателем полномочий делать не вправе.

Пунктом 8 статьи 6 Закона Правительство Российской Федерации уполномочено на утверждение порядка выдачи разрешения на временное проживание и перечня документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, а не на установление оснований для отказа в выдаче разрешения на временное проживание.

Перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, не может устанавливаться Правительством Российской Федерации произвольно, а должен определяться необходимостью подтверждения юридически значимых обстоятельств, указанных в пункте 3 статьи 6 Закона. В противном случае право иностранного гражданина на получение разрешения на временное проживание без учета квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, не будет реализовано.

Утверждение представителей Правительства Российской Федерации о том, что необходимость представления иностранным гражданином документов, названных в пункте 11 Положения, следует из содержания пункта 2 статьи 11 Закона, является несостоятельным.

В соответствии с указанной нормой временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации.

Как следует из приведенной нормы, она касается временно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан, которыми согласно статье 2 Закона являются лица, получившие разрешение на временное проживание.

Таким образом, на лиц, впервые обращающихся с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, предписания пункта 2 статьи 11 Закона не распространяются.

Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Б. удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 11 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 789, в части, возлагающей на иностранного гражданина, родившегося на территории РСФСР и состоявшего в прошлом в гражданстве СССР или родившегося на территории Российской Федерации либо признанного нетрудоспособным и имеющего дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации, обязанность представлять в орган внутренних дел одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание документа, подтверждающего наличие у данного гражданина жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, или согласие граждан Российской Федерации, достигших совершеннолетнего возраста и зарегистрированных по месту жительства на территории Российской Федерации, предоставить ему для проживания жилое помещение.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Б. возврат государственной пошлины в сумме 100 рублей.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ