ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 12 сентября 2006 г. N ГКПИ06-638
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С., при секретаре Степанищеве А.В., с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "ПроектСтройКомплекс" о признании недействующими пункта 1 Приказа Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 9 сентября 2002 г. N 113 "Об утверждении Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи", а также пунктов 1.2, 3.5, 3.7, 3.8, 3.9, 3.10, 4.1, 5.4, 5.8 Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденных настоящим Приказом,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ПроектСтройКомплекс" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пункта 1 Приказа Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 9 сентября 2002 г. N 113 "Об утверждении Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи", а также пунктов 1.2, 3.5, 3.7, 3.8, 3.9, 3.10, 4.1, 5.4, 5.8 Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденных настоящим Приказом.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат федеральному законодательству и нарушают права юридического лица на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
В суде представители ООО "ПроектСтройКомплекс" Богатов А.Г., Галушко Д.М. поддержали заявленные требования и пояснили, что право собственности гарантировано Конституцией Российской Федерации, статьей 209 ГК РФ и может быть ограничено только федеральным законом. Оспариваемые положения Правил необоснованно ограничивают и нарушают права заявителя как оператора связи на свободное распоряжение своим имуществом. Действующее законодательство не возлагает на оператора связи обязанности получения специального разрешения на эксплуатацию сооружения связи.
Представители заинтересованного лица Мининформсвязи РФ Лисицина Н.В., Пархоменко Д.А., Мальянов С.А., Минюста России Гончаренко Е.П. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти в области связи и не нарушают права операторов связи.
Выслушав объяснения представителей ООО "ПроектСтройКомплекс" Богатова А.Г., Галушко Д.М., представителей заинтересованных лиц: Мининформсвязи России Лисициной Н.В., Пархоменко Д.А., Мальянова С.А., Минюста России Гончаренко Е.П., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно статье 251 ГПК РФ организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются ее права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Приказом Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 9 сентября 2002 г. N 113 утверждены Правила ввода в эксплуатацию сооружений связи (пункт 1 Приказа).
Настоящий нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 сентября 2002 г., регистрационный номер 3804, и официально опубликован в "Российской газете" N 117, 19.09.2002, "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 42, 21.10.2002.
Федеральный закон "О связи" от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.
Государственное регулирование деятельности в области связи в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О связи" осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области связи, а также в пределах компетенции иными федеральными органами исполнительной власти.
Правительством Российской Федерации устанавливаются полномочия федерального органа исполнительной власти в области связи (пункт 1 статьи 21 ФЗ "О связи").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2004 г. N 311 утверждено Положение о Министерстве информационных технологий и связи Российской Федерации, в соответствии с которым Мининформсвязи России вправе принимать нормативные правовые акты, содержащие требования к построению сетей связи, применяемым средствам связи и управлению сетями связи; требования к проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации сетей связи и сооружений связи (п. п. 5.2.2, 5.2.8 настоящего Положения).
Законодатель определяет сооружения связи как объекты инженерной инфраструктуры, в том числе здания, строения, созданные или приспособленные для размещения средств связи и кабелей электросвязи.
Правила ввода в эксплуатацию сооружений связи устанавливают процедуру ввода в эксплуатацию сооружений связи и сетей электросвязи, которые предназначены для предоставления услуг связи.
Так, пунктом 1.2 Правил определено, что положения настоящих Правил применяются органами государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации, органами государственной радиочастотной службы при Минсвязи России, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при вводе в эксплуатацию сооружений связи всех форм собственности и ведомственной принадлежности, предназначенных для предоставления услуг связи.
По объяснениям представителя Мининформсвязи России Пархоменко Д.А., данная норма определяет круг лиц, которые применяют положения Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи.
Применение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при вводе в эксплуатацию сооружений связи, предназначенных для предоставления услуг связи, положений настоящих Правил обусловлено требованиями Федерального закона "О связи".
Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона "О связи" установлено, что оператор связи обязан руководствоваться при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации сетей связи и сооружений связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования.
Пункт 3.5 Правил определяет, что ввод в эксплуатацию сооружения связи включает:
приемку сооружения приемочными комиссиями, оформление акта приемки;
выдачу органом госсвязьнадзора разрешения на эксплуатацию сооружения связи.
Данная норма устанавливает процедуру ввода в эксплуатацию сооружения связи, которая происходит в два этапа: приемка сооружения и выдача органом по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи разрешения, и не нарушает вещных прав оператора связи.
Полномочия Федеральной службы по надзору в сфере связи включают также выдачу разрешения на эксплуатацию сооружений связи, что установлено п. 5.6.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 318.
Пункт 3.7 Правил устанавливает, что состав приемочной комиссии определяется заказчиком. В состав приемочной комиссии кроме лиц, включенных заказчиком, входят представители оператора, который будет эксплуатировать (эксплуатирует) сооружение связи, и органа госсвязьнадзора. Участие представителей органов госсвязьнадзора в приемочной комиссии сооружений, указанных в приложении "А", определяется органом госсвязьнадзора.
Данная норма определяет состав приемочной комиссии. Определение заказчиком состава приемочной комиссии соответствует требованиям гражданского законодательства.
Пункт 3.8 Правил предусматривает, что приемка сооружения приемочной комиссией оформляется "Актом приемки сооружения связи приемочной комиссией". Форма Акта должна соответствовать форме, определенной Госкомстатом России, во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 835 "О первичных учетных документах". Акт утверждается руководителем органа, назначившего приемочную комиссию.
Акт приемки сооружения связи может быть утвержден при наличии подписей (виз) всех членов приемочной комиссии.
Норма пункта 3.8 Правил определяет, каким документом должна оформляться сдача и приемка работ и его форму.
Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 753 устанавливает, что сдача результата работы подрядчиком и приемка его заказчиком должны оформляется актом.
Утвержденный Акт приемки сооружения связи является основанием для выдачи органом госсвязьнадзора разрешения на эксплуатацию сооружения связи для предоставления услуг связи (пункт 3.9 Правил).
Данная норма Правил устанавливает, какой документ является основанием для выдачи разрешения, и адресована федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи.
Согласно пункту 3.10 Правил до ввода сооружения связи в эксплуатацию не допускается его использование для предоставления услуг связи.
При наличии в составе сооружения РЭС предоставление услуг связи с использованием РЭС допускается при наличии разрешения на эксплуатацию сооружения связи и разрешений органов ГРЧС на использование радиочастот и эксплуатацию РЭС.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в статье 13.9 "Самовольное строительство или эксплуатация сооружений связи" устанавливает административную ответственность в случае строительства или эксплуатации сооружений связи без специального разрешения.
В соответствии с пунктом 4.1 Правил о начале работ по созданию нового (изменению) сооружения связи оператор уведомляет УГНСИ, на подведомственной территории которого будет находиться (находится) сооружение связи. Форма уведомления приведена в приложении "Б".
О начале работ на сооружении связи, располагающегося на территории нескольких субъектов Российской Федерации, уведомляется ДНСИ. ДНСИ своим распоряжением назначает одно из УГНСИ головным по вводу сооружения связи в эксплуатацию.
Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях запрещает строительство сооружения связи без специального разрешения, следовательно, о начале работ по созданию сооружения организация должна уведомить компетентный орган.
Доводы представителей заявителя ООО "ПроектСтройКомплекс" о том, что пункт 4.1 Правил незаконно обязывает организацию уведомлять о начале работ на сооружении орган, который ликвидирован, являются несостоятельными.
По объяснениям представителей Мининформсвязи России Пархоменко Д.А., Мальянова С.А., в результате административной реформы федеральных органов исполнительной власти в настоящее время государственный надзор за деятельностью в области связи осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи и ее территориальные органы.
Содержащиеся в отдельных пунктах Правил названия "ДНСИ", "УГНСИ" никоим образом не затрагивают права и охраняемые законом интересы заявителя, т.к. относятся к названиям органа, осуществляющего функции по контролю в сфере связи.
Пунктом 5.4 определено, какие документы должны проверить у заявителя (оператора) представители органа, осуществляющего государственный надзор и контроль в области связи.
К таким документам, в частности, относятся:
лицензии на осуществление деятельности по оказанию услуг связи;
первичные документы, подтверждающие соответствие выполненных работ и применяемого оборудования установленным требованиям;
утвержденная проектная документация (ПД) и заключения государственной экспертизы проекта;
утвержденный акт (протокол) по результатам испытаний сооружения связи;
комплект эксплуатационной документации на сооружение, включая инструкции по эксплуатации средств связи;
при наличии РЭС - разрешение органов ГРЧС на использование радиочастот и на эксплуатацию РЭС;
документы, подтверждающие подготовку специалистов для работы на оборудовании;
договора между операторами на присоединение к соответствующей сети связи (если это требуется в соответствии с действующими нормативными правовыми документами);
перечень средств измерений, предусмотренных инструкциями по эксплуатации, и сведений об их поверке.
Представление таких документов не нарушает прав заявителя на использование сооружения связи для предпринимательской деятельности.
Так, лицензирование деятельности в области оказания услуг связи установлено Федеральным законом "О связи" (статья 29), осуществление права на присоединение своих сетей электросвязи операторы связи осуществляют на основании заключаемых договоров о присоединении сетей электросвязи, что также предусмотрено Федеральным законом.
Пункт 5.8 Правил устанавливает срок, в течение которого орган исполнительной власти в области связи обязан оформить и выдать разрешение на эксплуатацию сооружения связи, и определяет, что разрешение на эксплуатацию сооружения связи одновременно является свидетельством о регистрации входящих в его состав средств связи.
Никакого запрета оператору связи данная норма не содержит.
По объяснениям представителя Мининформсвязи Мальянова С.А., оспариваемые нормы Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи имеют технический характер.
Федеральный закон "О техническом регулировании" предусматривает, что требования к функционированию единой сети связи Российской Федерации и к продукции, связанные с обеспечением целостности, устойчивости функционирования указанной сети связи и ее безопасности, отношения, связанные с обеспечением целостности единой сети связи Российской Федерации и использованием радиочастотного спектра, соответственно устанавливаются и регулируются законодательством Российской Федерации в области связи (пункт 2 статьи 1).
Ввод в эксплуатацию сооружения связи является объектом технического регулирования, установленным в соответствии с законодательством о связи.
Запрет на строительство или эксплуатацию сооружений связи без специального разрешения установлен федеральным законом, и доводы заявителя о том, что пункты 1.2, 3.5, 3.7, 3.8, 3.9, 3.10, 4.1, 5.4, 5.8 Правил в совокупности запрещают оператору связи использовать сооружение связи для предоставления услуг связи, являются несостоятельными.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют требованиям действующего законодательства, изданы компетентным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере связи, и не нарушают права операторов связи, заявление ООО "ПроектСтройКомплекс" не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление ООО "ПроектСтройКомплект" о признании недействующими пункта 1 Приказа Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 9 сентября 2002 г. N 113 "Об утверждении Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи", а также пунктов 1.2, 3.5, 3.7, 3.8, 3.9, 3.10, 4.1, 5.4, 5.8 Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденных настоящим Приказом, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ