ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 29 января 2007 г. N ГКПИ06-1020

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    судьи Верховного Суда
    Российской Федерации                             Зайцева В.Ю.,
    при секретаре                                     Якиной К.А.,
    с участием прокурора                     Воскобойниковой Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ЗАО "ЦМД" и ООО "Торговые ряды" о признании частично недействующим пункта 2 Правил пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. N 264,

установил:

пунктом 1 Правил пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. N 264 (далее - Правила), предусмотрено, что Правила определяют порядок пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, ограниченных в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", а также земельными участками, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы (далее - земельные участки).

Согласно оспариваемому пункту 2 Правил пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги", за исключением случая, если договор аренды был заключен с собственником расположенного на земельном участке здания, строения, сооружения до утверждения настоящих Правил.

Примерная форма договора аренды земельного участка утверждается Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

ЗАО "ЦМД" и ООО "Торговые ряды" обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 2 Правил в части слов "... был..." и "... до утверждения настоящих Правил", ссылаясь на противоречие оспариваемого предписания пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В заявлении указано, что пункт 2 Правил в оспариваемой части препятствует ЗАО "ЦМД" и ООО "Торговые ряды", являющимся собственниками строений, реализовать предусмотренное законом право на заключение договора аренды земельных участков, на которых находятся строения и которые необходимы для их эксплуатации.

Правительство Российской Федерации направило в суд письменные возражения, в которых указано, что, исходя из смысла оспариваемой нормы, после утверждения Правил договор аренды земельного участка, на котором расположено внесенное в уставной капитал ОАО "РЖД" имущество, предусмотренное пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", должен быть заключен с собственником земельного участка (Российской Федерацией) и собственником здания, строения, сооружения (ОАО "РЖД"), что полностью согласуется с положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Предусмотренная Правилами возможность заключения договора субаренды между ОАО "РЖД" и собственником здания, строения, сооружения, находящегося на арендуемом земельном участке, может быть реализована только по заявлению собственника здания, строения, сооружения и не лишает его возможности реализовать в порядке и на условиях, установленных законодательством, свое исключительное право, закрепленное статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представители заявителей Сибикина А.В. и Самойлов А.Н. поддержали заявленное требование и просили о его удовлетворении. Пояснили также, что на основании пункта 2 Правил территориальный орган Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по г. Москве отказал ООО "Торговые ряды" в заключении договора аренды земли под недвижимым имуществом, принадлежащим ему на праве собственности, находящимся в полосе отвода железной дороги. Данный отказ обществом был оспорен в порядке арбитражного судопроизводства, однако это заявление арбитражными судами было оставлено без удовлетворения.

Представители Правительства Российской Федерации Александрова С.А. и Тараторкин С.Н. заявление ЗАО "ЦМД" и ООО "Торговые ряды" не признали и просили суд отказать в его удовлетворении за необоснованностью. Пояснили, что оспариваемое предписание пункта 2 Правил соответствует действующему законодательству и не препятствует заявителям в реализации права на аренду земельных участков после их постановки на кадастровый учет.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Воскобойниковой Е.Л., просившей отказать заявителям в удовлетворении их требования, суд находит заявление ЗАО "ЦМД" и ООО "Торговые ряды" подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно абзацам первому и второму пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 27 Кодекса содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается данным Кодексом, федеральными законами.

В силу пункта 4 статьи 87 Кодекса земли промышленности и иного специального назначения, названные в пункте 1 этой статьи (к которым относятся и земли транспорта), занятые федеральным транспортом, путями сообщения, являются федеральной собственностью.

Пунктом 2 статьи 90 Кодекса предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения железнодорожных путей;

2) размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;

3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Из приведенных норм следует, что Кодекс не содержит запрета на передачу в аренду гражданам и юридическим лицам свободных земельных участков на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта, оговаривая возможность заключения таких договоров аренды использованием земельных участков в определенных целях и с соблюдением требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Отсутствует указанный запрет и в иных федеральных законах.

Так, Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" закрепляет лишь, что земли железнодорожного транспорта (в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог) должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 9).

Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" также не содержит запрета на заключение договора аренды земельного участка, находящегося на полосе отвода железной дороги, с собственником расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.

В силу абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 4 указанного Закона земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. Внесение указанных земельных участков в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта (открытого акционерного общества "Российские железные дороги") не допускается.

Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Реализуя предоставленное ему законодателем полномочие по установлению порядка и условий пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, Правительство Российской Федерации правомерно утвердило оспариваемые Правила.

В то же время, учитывая, что содержание ограничений оборота земельных участков может быть установлено только Кодексом и иными федеральными законами, Правительство Российской Федерации в указанных Правилах не вправе устанавливать такие ограничения в обороте земельных участков, которые не предусмотрены Кодексом и федеральными законами.

Подтверждением этому является и содержание вышеприведенного абзаца четвертого пункта 3 статьи 4 Закона от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ, которым Правительство Российской Федерации уполномочено установить порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, именно в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Между тем по смыслу пункта 2 оспариваемых Правил с момента их утверждения (29 апреля 2006 г.) собственник расположенного на земельном участке здания, строения, сооружения не вправе заключить договор аренды данного участка, поскольку такой договор может быть заключен Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) только с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД").

Помимо этого в абзаце 6 пункта 4 Правил определено, что договор аренды земельного участка должен содержать положение, предусматривающее обязательство арендатора передавать часть арендованного земельного участка в субаренду собственникам расположенных на этом участке зданий, строений, сооружений.

Таким образом, пункт 2 Правил в оспариваемой части не соответствует пункту 1 статьи 36 Кодекса, поскольку ограничивает исключительное право собственников зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, являющихся федеральной собственностью, на приобретение права аренды на данные земельные участки, подменяя его правом на заключение договора субаренды с ОАО "РЖД".

С доводами представителей Правительства Российской Федерации о том, что оспариваемые Правила регулируют вопросы предоставления в аренду земельных участков только ОАО "РЖД" и не могут затрагивать права иных лиц, суд согласиться не может, так как принадлежащие заявителям объекты недвижимости расположены в полосах отвода железных дорог, которые являются землями железнодорожного транспорта и принадлежат на праве собственности Российской Федерации. Указанные земли используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта.

Оспариваемые же Правила определяют порядок пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, предоставляемыми ОАО "РЖД" именно для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта.

Кроме того, из имеющихся в материалах дела документов следует, что все правоприменители отказали заявителям в заключении договора аренды земельных участков со ссылкой на Правила.

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление ЗАО "ЦМД" и ООО "Торговые ряды" удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 2 Правил пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. N 264, в части слов "... был..." и "... до утверждения настоящих Правил".

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ