ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 12 мая 2005 г. N ГКПИ05-301

Именем Российской Федерации

Верховный Суд РФ в составе:

    председательствующего - судьи
    Верховного Суда РФ                              Редченко Ю.Д.,
    при секретаре                                    Лариной М.А.,
    с участием прокурора                           Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО "Брянскэнерго" о признании недействующими пунктов 4 и 15 части 3 "Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица", утвержденных Приказом Федеральной налоговой службы РФ от 1 ноября 2004 года N САЭ-3-09/16@ (далее - Разъяснения),

установил:

ОАО "Брянскэнэрго" обратилось в Верховный Суд РФ с указанным выше заявлением, сославшись на то, что оспариваемые пункты Разъяснений противоречат ст. ст. 8, 25, 27, 44 Федерального закона "Об акционерных обществах", ст. 29 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и ст. ст. 9, 14 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Кроме того, в заявлении указывает на то, что данные пункты Разъяснений неправомерно возлагают на него обязанность по представлению не предусмотренных законом сведений, которые акционерному обществу не известны и не могут быть им получены, что создает препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности и нарушает его права.

В судебном заседании представители заявителя П., Ф., О. и М. заявленное требование поддержали.

Представители Федеральной налоговой службы России Брандт Л.А. и Захарова И.А., Министерства финансов РФ Кучаев С.А. и Министерства юстиции РФ Гончаренко Е.П. с предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемые пункты Разъяснений требованиям указанных в заявлении федеральных законов не противоречат и прав заявителя на занятие предпринимательской деятельностью не нарушают.

Выслушав объяснения представителей заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд РФ находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Как установлено судом, во исполнение п. 4 Постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 года N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц..." Приказом Федеральной налоговой службы России от 1 ноября 2004 года N САЭ-3-09/16@ были утверждены Методические разъяснения по порядку заполнения (этих) форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, пунктом 4 части 3 которых предусмотрено, что в пунктах 3.1 и 3.2 раздела 3 утвержденной Правительством РФ формы заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, указывается количество участников юридического лица, соответственно, юридических и физических лиц. Сведения об участниках юридического лица - юридических и физических лицах - указываются соответственно в листах А и Б заявления.

При заполнении указанного раздела необходимо принимать во внимание положения, содержащиеся в пункте 4 части 2 настоящих Разъяснений.

Пунктом 15 части 3 этих же Разъяснений предусмотрено, что порядок заполнения листов А, Б и В заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, аналогичен порядку заполнения листов А, Б и В Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании, приведенному в части 2 настоящих Методических разъяснений.

По утверждению представителей заинтересованных лиц, оспариваемые пункты, как и все остальные пункты Разъяснений, носят универсальный характер, каких-либо требований по указанию дополнительных сведений, чем те, которые указаны в утвержденных Правительством РФ формах документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, не содержат, а лишь разъясняют порядок их заполнения.

Кроме того, в силу своей универсальности данный правовой акт не может содержать положений, определяющих порядок заполнения форм документов при регистрации юридического лица каждой организационно-правовой формы.

О необходимости отражения сведений в заявлении о регистрации, указанных в оспариваемых пунктах Разъяснений, свидетельствует и содержание утвержденных Правительством РФ форм документов, используемых при регистрации юридических лиц.

С учетом приведенных выше объяснений представителей заинтересованных лиц, положений законодательства РФ и Постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 года N 439 по рассматриваемому вопросу суд приходит к выводу о том, что предусмотренных законом оснований для признания оспариваемых пунктов Разъяснений недействующими не имеется.

Довод заявителя о том, что данные пункты Разъяснений неправомерно возлагают на него при регистрации юридического лица обязанность по представлению не предусмотренных законом сведений, которые акционерному обществу не известны, не может быть признан обоснованным.

Согласно ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган, в частности, представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникшего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством РФ.

В соответствии с названным Федеральным законом Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 были утверждены формы и требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц.

Таким образом, названное выше Постановление принято Правительством РФ на основании делегированного ему законом права и в связи с этим суд не вправе входить в обсуждение вопроса о его соответствии требованиям федерального законодательства в порядке гражданского судопроизводства.

Представители заявителя в судебном заседании не отрицали того обстоятельства, что Разъяснения, в том числе и оспариваемые пункты, не противоречат утвержденным Постановлением Правительства РФ формам документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, но при этом сослались на их противоречие указанным в заявлении положениям федеральных законов.

Исходя из этого, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые пункты Разъяснений соответствуют требованиям по заполнению названных форм документов, утвержденных указанным Постановлением Правительства РФ, а входить в обсуждение вопроса о их несоответствии другим законодательным и правовым актам в отрыве от данного Постановления суд в таком случае не вправе, поскольку их проверка на соответствие указанным выше законодательным актам приведет фактически к проверке соответствия данным актам и положений, содержащихся в названном выше Постановлении Правительства РФ, что может быть осуществлено только в порядке конституционного судопроизводства.

Кроме того, из анализа оспариваемых пунктов Разъяснений следует, что данные пункты каких-либо дополнительных требований по представлению сведений, не предусмотренных утвержденными Правительством РФ формами документов, на заявителя не возлагают.

Из объяснений представителей заинтересованных лиц также следует, что данные пункты Разъяснений не возлагают на заявителя и обязанности по указанию в заявлении о регистрации юридического лица сведений о всех акционерах, которыми он на момент регистрации не располагает, поскольку Разъяснения не содержат нормы, обязывающей указывать всех акционеров в таком заявлении.

При разрешении данного дела суд принимает во внимание и то обстоятельство, что в случае отказа в регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации акционерного общества, по не предусмотренным законом основаниям заявитель не лишен возможности обратиться в установленном порядке за защитой нарушенного права в соответствующий суд.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 и п. 1 ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление ОАО "Брянскэнерго" о признании недействующими пунктов 4 и 15 части 3 "Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица", утвержденных Приказом Федеральной налоговой службы РФ от 1 ноября 2004 г. N САЭ-09/16@, оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Ю.Д.РЕДЧЕНКО